2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами): Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария - катастрофа, осваивать - обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс - толчок, регион - район, реформа - изменение.
3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:
В полку царило воинствующее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растений.
4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:
Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.
5) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:
1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.
2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха.
3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.
4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I.
5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.
6. Пора подвести результаты встречи.
7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.
6). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:
1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены.
2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным.
3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.
4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас.
5. Недостоверные факты должны нас настораживать.
6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки.
7. Полярники дрейфили на льдине.
8. Наташа кричала, онемев от страха.
9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.
4 часть. Типы норм литературного языка
1). Найдите ошибки в предложениях. Какая норма нарушена? Какой критерий культуры речи нарушен?
- Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.
- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.
- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.
- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
2). Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.
- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.
- В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.
- Ноздрев - большой любитель купить и менять свои вещи.
- Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.
- Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.
- Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.
- Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.