132! Прочитайте. Установите количество и значение придаточных. Определите тип подчинения. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Но грустно думать что напрасно
Была нам молодость дана
Что изменяли ей всечасно
Что обманула нас она. (П.)
2. Как сошел с лестницы как вышел на улицу ничего уж этого не пом-
Нил Акакий Акакиевич. (Г.) 3. Пока свободою горим пока сердца ДЛЯ
чести живы мой друг отчизнe посвятим души прекрасные порывы! (П.)
4. Всё смотрит и слушает не дрожат ли рельсы не шумит ли поезд. (Гарш.)
5. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо как опускалась на зем-
лю мгла как зажигались одна за другой звездочки. (Ч.)
2. Текст содержит два придаточных предложения (Г): "как сошел с лестницы" и "как вышел на улицу". Оба этих придаточных предложения служат обстоятельственными и сообщают о времени или обстоятельстве действия основного предложения "ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич". Расставим знаки препинания следующим образом: "Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич."
3. Текст содержит два придаточных предложения (П): "пока свободою горим" и "пока сердца для чести живы". Оба этих придаточных предложения служат обстоятельственными и сообщают условия или время действия основного предложения "мой друг отчизнe посвятим души прекрасные порывы". Расставим знаки препинания следующим образом: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!"
4. Текст содержит одно придаточное предложение (Г), которое начинается со слова "не дрожат ли рельсы". В данном случае придаточное предложение служит вопросительным и сообщает об обстоятельстве в предложении "все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд". Можно расставить знаки препинания следующим образом: "Все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд?"
5. Текст содержит одно придаточное предложение (Ч), которое начинается со слова "как мало-помалу темнело небо". В данном случае придаточное предложение служит обстоятельственным и сообщает о процессе в предложении "видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как зажигались одна за другой звездочки". Можно расставить знаки препинания следующим образом: "Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как зажигались одна за другой звездочки."