Задание № 1.
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Человек, общество, природа
Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед природной стихией сменялось противодействием ей. Человек стремился подчинить природу своей воле и, вторгаясь в природную среду, думал о том, как сделать свою жизнь более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой превращалось в противодействие ей. Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт ответственность за многие экологические преступления. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый ряд мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
По материалам журнала «Экология в школе»
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите две причины.
3. Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте?
4. В тексте указывается, что «экологическое обучение воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя тест и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в мероприятиях по охране окружающей среды.
Задание №2.
Рассмотрите иллюстрации и выполните задания к ним.
1. Какое понятие объединяет приведенные ниже рисунки?
2. Дайте определение данному понятию.
А) Б)
Задание №3.
Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против». Сделайте вывод. ответ оформите по образцу в тетради.
А. Охранять природу- значит охранять жизнь.
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
Б. Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно.
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
В. «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дом, не вырастил ребенка»
Аргументы за Аргументы против
Вывод:
Задание №4.
Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 7-9 предложений.
Слова, словосочетания: природа, «вторая природа», экология, экологическая мораль, природные ресурсы, «Красная книга», «Черная книга», браконьер, исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы, природные катастрофы, техногенная авария, природоохранная деятельность, загрязнение природы, заповедник.