Задание 1. Прочитай два высказывания. Одно принадлежит литературному герою, а второе – ученому.
«Природа не храм, а мастерская» (из романа И.С. Тургенева «отцы и дети»).
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача» (И. Мичурин)
Согласен ли ты с этими высказываниями? Сформулируй свою точку зрения и подтверди её аргументами.
Задание 2. Познакомься с разделом «Жил на свете человек…», посвящённым мыслителю Альберту Швейцеру. Прочитай его высказывание.
«Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению любой жизни, которой он может ».
В чём главная идея учения А. Швейцера?
Задание 3. Напиши письмо человеку от имени животного, находящегося на грани исчезновения.
Задание 4. В Западной Европе и США в последнее время люди отказываются от использования одноразовых полиэтиленовых пакетов при походах в магазин. Они кладут товары в многоразовые сумки-авоськи или бумажные пакеты. Это вызвано тем, что полиэтилен практически не разлагается и сильно затрагивает окружающую среду. Напиши, от чего ты готов отказаться ради сохранения окружающей среды.
Задание 5. Создать синквейн на тему природы.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. В нём нет рифмы, но есть ритм.
Напоминаем правила составления синквейна.
Первая строка – тема стихотворения; выражена одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвёртая строка – фраза, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому.
Задание 6. Прочитай текст писателя Михаила Пришвина и ответь на вопросы.
Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.
Увидеть и не испытывать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно не похожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически не развитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. Первый не притронется, потому что не заметит, второй – потому что слишком заметит, слишком оценит и – пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по своему духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. Этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради неё самой и всех других путников.
Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли, чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы.
Подлинная культура предполагает другой обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносятся с собой, не укладываются в рюкзак, в багажник, в гость или охапку.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на природу, надо быть не только потребителями её красоты и даров, но и активными в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок – укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.
Составь план текста. Для этого выдели основные смысловые фрагменты текста и озаглавь каждый из них
Какие типы людей описываются в тексте?
В чём автор видит проявление подлинной культуры?
Опираясь на свои знания и опыт, приведи примеры потребительского и культурного отношения к природе.
Задание 7. В современном мире всё чаще используют генно-модифицированные продукты (узнай, что это такое). Выскажи и обоснуй своё мнение по данной проблеме.