Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.
Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».
С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание».
Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.
Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.
Знание разделяется на 2 вида: кодифицированное и неотделимое от человека.
Кодифицированное знание сохраняется и передается с носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.
Неотделяемое знание, если и передается, то от учителя к ученику.
Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.
Основными чертами экономики знаний являются следующие.
Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
Интернационализация экономик различных стран.
По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.
Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:
за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.
В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.
Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:
стадию изобретения или генерации новых идей;
стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.
На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.
Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:
Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.
Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».
С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание».
Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.
Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.
Знание разделяется на 2 вида: кодифицированное и неотделимое от человека.
Кодифицированное знание сохраняется и передается с носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.
Неотделяемое знание, если и передается, то от учителя к ученику.
Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.
Основными чертами экономики знаний являются следующие.
Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
Интернационализация экономик различных стран.
По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.
Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:
за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.
В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.
Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:
стадию изобретения или генерации новых идей;
стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.
На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.
Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:
замысел;
НИР;
НИОКР;
прототип;
малая серия;
серийное производство;
продажи;
обслуживание.
Объяснение: