Рассмотрите предложенные ниже варианты поведения лидера. а) лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. б) стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. в) лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. г) лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. решение принимается согласованное, совместное. д) лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия. какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера? сделайте вывод о том, когда более целесообразно то или иное поведение, соотнеся каждый вариант с конкретными ситуациями из жизни вашего класса или другой малой группы, членом которой вы являетесь (спортивной команды, молодежного клуба и т. 2. прочитайте высказывания школьников о своем классе и об отношениях в нем. расположите их в последовательности возрастания уровня развития класса как малой группы. выстроенную последовательность аргументируйте. а) «общие неудачи всем бросаются в глаза, а вот если что-то случится с кем-то одним, это вряд ли заметят»; б) «ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой»; в) «при встрече мы только здороваемся друг с другом, и нам даже не о чем поговорить»; г) «все в классе нужны друг другу»; д) «в своем классе я чувствую себя свободно, так как мы делимся мыслями и впечатлениями» модель типологии лидерства, на наш взгляд, должна быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением: а) содержания; б) стиля; в) характера деятельности лидера. в таком случае можно говорить о следующих видах дифференциации лидерства. 1. по содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором. 2. по стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля. 3. по характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определенной специализированной ситуации
а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе. – авторитарный лидер
б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе. – совмещающий черты авторитарного и демократического лидера
в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение. - демократ
г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное. - демократ
д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия. – лидер-исполнитель
Если коллектив только начинает работать совместно, и лидер группы еще не зарекомендовал себя, то целесообразно быть авторитарным (жестким) лидером для того, чтобы не давать сотрудникам спуску.
В остальных случаях лучшим лидером будет лишь демократический лидер, который при принятии решения будет советоваться со всем коллективом без исключения.
в) «При встрече мы только здороваемся друг с другом, и нам даже не о чем поговорить»;
а) «Общие неудачи всем бросаются в глаза, а вот если что-то случится с кем-то одним, это вряд ли заметят»;
б) «Ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой»;
г) «Все в классе нужны друг другу»;
д) «В своем классе я чувствую себя свободно, так как мы делимся мыслями и впечатлениями»
Б) В этом варианте лидер обсуждает проблему с некоторыми или всеми членами группы по очереди, затем принимает решение и объявляет его группе. Этот стиль лидерства сочетает в себе элементы авторитарного и демократического стилей. Лидер принимает решение на основе мнения и советов других членов группы, но остается итоговым решающим фактором.
В) В этом варианте лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет решение. Это демократический стиль лидерства. Лидер принимает решение после обсуждения и учета мнения каждого члена группы. Решение принимается на основе согласования и консенсуса.
Г) В данном варианте лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, и решение принимается согласованным, совместным. Это также демократический стиль лидерства, но с особо активным участием всех членов группы в процессе принятия решения. Лидер выступает в роли фасилитатора, помогая группе принять общее решение.
Д) В этом варианте лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия. Этот стиль лидерства называется ситуативным, так как лидер присутствует только на начальном этапе обсуждения проблемы, а затем доверяет группе самостоятельно принять решение.
Относительно конкретных ситуаций, в жизни класса или другой малой группы, выбор стиля лидерства может зависеть от ряда факторов, таких как сложность проблемы, уровень взаимодействия и доверия в группе, а также личности и навыков лидера.
Допустим, в жизни класса возникла ситуация, когда нужно принять решение о проведении классной вечеринки. Если в классе есть ярко выраженный и уважаемый лидер, который отличается экспертностью и авторитетом, то более целесообразно будет выбрать стиль "а", где лидер принимает решение самостоятельно и объявляет его классу. Это связано с тем, что в данной ситуации решение требует быстрых действий, а лидер обладает необходимыми знаниями и опытом для принятия соответствующего решения.
Если же в классе присутствует доверия друг к другу, и все ученики могут дать ценные идеи и мнения, то более целесообразно будет выбрать стиль "г", где лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, и решение принимается согласованным, совместным. Это связано с тем, что проведение такого мероприятия требует обсуждения разных вариантов и мнений, чтобы найти наилучшее решение, которое будет удовлетворять всем членам класса.
Относительно последовательности высказываний школьников о своем классе и отношениях в нем, можно предположить следующую последовательность возрастания уровня развития класса как малой группы:
В) «при встрече мы только здороваемся друг с другом, и нам даже не о чем поговорить» - это высказывание свидетельствует о низком уровне коммуникации и взаимодействия в классе. Ученики не находят общих тем для разговора и не проявляют интереса друг к другу.
А) «общие неудачи всем бросаются в глаза, а вот если что-то случится с кем-то одним, это вряд ли заметят» - это высказывание указывает на низкий уровень эмпатии и поддержки в классе. Ученики не обращают внимания на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются отдельные участники класса.
Б) «все в классе нужны друг другу» - это высказывание указывает на осознание важности взаимопомощи и поддержки в классе, но еще не достигнуто полное единство и доверие между участниками группы.
Г) «в своем классе я чувствую себя свободно, так как мы делимся мыслями и впечатлениями» - это высказывание указывает на высокий уровень открытости, доверия и коммуникации в классе. Ученики чувствуют себя комфортно, высказывают свои мысли и чувства, и находят понимание и поддержку у других членов класса.
Анализируя все высказывания, можно сделать вывод о том, что последовательность возрастания уровня развития класса может выглядеть следующим образом: В - А - Б - Г.