Прочитайте текст и выполните задания «Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и Оно подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим жизнедеятельности. Благодаря ему человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый статус. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека; человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Как происходит становление личности? Как она развивается, как из «не личности» или «ещё не личности» рождается личность? Основными факторами, оказывающими влияние на формирование личности, являются: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.
Человеку присуща потребность быть личностью, то есть быть максимально представленным в жизнедеятельности других людей. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих происходит в процессе персонализации индивида. Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют интересам общества. Так, в первобытном обществе человек должен быть физически сильным, здоровым, умелым охотником и коллективистом. Другие особенности и обществу были не нужны, поэтому их развитие не поощрялось».
5.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
5.2 Какое определение термину «индивид» дает автор? Используя текст, укажите, как соотносятся понятия «индивид» и «личность».
5.3 Что, по мнению автора, отличает человечество от иных материальных систем, какое значение имеет это отличие для существования человека?
5.4 Автор говорит о процессе, в ходе которого из «не личности» или «ещё не личности» рождается личность. Опираясь на обществоведческие знания, назовите термин, используемый в социологии и психологии для обозначения данного процесса. Какие факторы, с точки зрения автора, оказывают влияние на него? (Укажите любые три.) Приведите по одному примеру каждого из них.
1. Понятие "человек" и его значение.
2. Различие между понятиями "индивид" и "личность".
3. Факторы, влияющие на формирование личности.
4. Потребность быть личностью и персонализация индивида.
5. Противоречие между потребностью в персонализации и интересами общества.
Определение термина "индивид", данное автором, состоит в том, что индивид - это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества. При этом понятие "личность" представляет собой итог развития индивида и наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Человечество отличается от иных материальных систем наличием особой исторически развивающейся общности, каким является человеческий род. Это означает, что человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара, сохраняет свою самостоятельность, тождественность самому себе и определенный статус. Именно это отличие имеет важное значение для существования человека, и он является особой и уникальной системой в мире.
Процесс, в котором из "не личности" или "ещё не личности" рождается личность, называется социализация. Этот процесс оказывается под влиянием нескольких факторов. Во-первых, биологическая наследственность играет роль в формировании личности. Например, некоторые физические или психологические качества могут быть унаследованы от родителей. Во-вторых, физическое окружение, включая условия жизни и взаимодействие с другими людьми, также оказывает влияние на развитие личности. Например, жизнь в состоятельной семье или в условиях нищеты может оказать различное влияние на личностное развитие. Наконец, культура и уникальный индивидуальный опыт играют роль в формировании личности. Культурные ценности, нормы и традиции, а также индивидуальный опыт взаимодействия с окружающим миром, формируют характер и личностные качества индивида. Например, религиозные или национальные обычаи и убеждения могут сильно влиять на формирование личности.
Таким образом, процесс формирования личности рассматривается автором как результат социализации, под влиянием биологической наследственности, физического окружения, культуры и уникального индивидуального опыта.