В самой большой церкви Лондона появляется камень с торчащим мечом. Тот, кто извлечет его, — станет королем. Лишь подросток по имени Артур смог сделать это. Позже рука из озера вручит ему знаменитый меч Экскалибур.
...Когда-то земли Вьетнама разоряли китайские захватчики. Дворянину Ле Лою духи повелели возглавить восстание против них. Из озера, на берегу которого жил наш герой, всплыла огромная черепаха с мечом в пасти. С чудесного оружия Ле Лой изгнал китайцев и стал королем.
Очевидно сходство обеих историй. Можно назвать и другие, подобные им.
Исследователи мифологии выделяют следующие мотивы, которые можно встретить в сказаниях практически всех народов: создание всего сущего; представления о структуре Вселенной; о происхождении человечества; о всемирном потопе; о возникновении болезней и смерти; о сверхъестественных существах; о загробной жизни; о конце света. Существует несколько гипотез, объясняющих такое положение дел. Самую убедительную выдвинул Карл Густав Юнг, создатель теории архетипов.
Он считал, что существует коллективное бессознательное, очень глубокий слой психики. Оно едино для целых народов, и более того, для всех, принадлежащих к человеческому роду. Коллективное бессознательное находит выражение в древних символах, мифах, фольклоре, снах, а также в художественном творчестве. Заполняют его архетипы — общечеловеческие, изначальные образы. Архетип представляет собой связь между инстинктом и образом, т. е. каждое конкретное переживание получает в памяти человечества отчетливую «картинку».
Любая мифология начинается с попыток объяснить то, откуда взялся мир.
У китайцев Вселенная некогда была похожа на куриное яйцо. Затем в нем рождается гигант Пань-гу. Его смерть и части тела дали начало всему сущему. Так, дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос — громом и т. д. В индийской мифологии из яйца рождается бог Брахма, который затем силой мысли порождает людей, богов, демонов и чудовищ. В гавайском мифе Таароа — создатель мира — бесчисленное множество лет провел в раковине, напоминающей яйцо.
Распространенным является и достаточно садистский вариант создания мира, когда Вселенная описывается как получившаяся в результате убийства или жертвоприношения. В священных гимнах древних индийцев — Ведах — говорится о том, как некогда боги принесли в жертву гигантского первочеловека по имени Пуруша, рассекли его тело, и из останков создали видимый мир. В том числе, из разных частей тела Пуруши родились и представители каст — сословий древней Индии. У скандинавов боги во главе с Одином создают мир из тела убитого ими же великана Имира.
Индейцы североамериканского племени тинне считали, что первичным веществом, из которого был сотворен мир, послужила плоть собаки, растерзанной великанами. Тибетцы, в зависимости от рода, верили в происхождение Вселенной из тела поверженного демона, который имел облик то жабы, то тигрицы, то льва. Наконец, в вавилонском мифе бог Мардук, уничтожив в яростной битве чудовище Тиамат, создал космос из ее тела.
В самой большой церкви Лондона появляется камень с торчащим мечом. Тот, кто извлечет его, — станет королем. Лишь подросток по имени Артур смог сделать это. Позже рука из озера вручит ему знаменитый меч Экскалибур.
...Когда-то земли Вьетнама разоряли китайские захватчики. Дворянину Ле Лою духи повелели возглавить восстание против них. Из озера, на берегу которого жил наш герой, всплыла огромная черепаха с мечом в пасти. С чудесного оружия Ле Лой изгнал китайцев и стал королем.
Очевидно сходство обеих историй. Можно назвать и другие, подобные им.
Исследователи мифологии выделяют следующие мотивы, которые можно встретить в сказаниях практически всех народов: создание всего сущего; представления о структуре Вселенной; о происхождении человечества; о всемирном потопе; о возникновении болезней и смерти; о сверхъестественных существах; о загробной жизни; о конце света. Существует несколько гипотез, объясняющих такое положение дел. Самую убедительную выдвинул Карл Густав Юнг, создатель теории архетипов.
Он считал, что существует коллективное бессознательное, очень глубокий слой психики. Оно едино для целых народов, и более того, для всех, принадлежащих к человеческому роду. Коллективное бессознательное находит выражение в древних символах, мифах, фольклоре, снах, а также в художественном творчестве. Заполняют его архетипы — общечеловеческие, изначальные образы. Архетип представляет собой связь между инстинктом и образом, т. е. каждое конкретное переживание получает в памяти человечества отчетливую «картинку».
Любая мифология начинается с попыток объяснить то, откуда взялся мир.
У китайцев Вселенная некогда была похожа на куриное яйцо. Затем в нем рождается гигант Пань-гу. Его смерть и части тела дали начало всему сущему. Так, дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос — громом и т. д. В индийской мифологии из яйца рождается бог Брахма, который затем силой мысли порождает людей, богов, демонов и чудовищ. В гавайском мифе Таароа — создатель мира — бесчисленное множество лет провел в раковине, напоминающей яйцо.
Распространенным является и достаточно садистский вариант создания мира, когда Вселенная описывается как получившаяся в результате убийства или жертвоприношения. В священных гимнах древних индийцев — Ведах — говорится о том, как некогда боги принесли в жертву гигантского первочеловека по имени Пуруша, рассекли его тело, и из останков создали видимый мир. В том числе, из разных частей тела Пуруши родились и представители каст — сословий древней Индии. У скандинавов боги во главе с Одином создают мир из тела убитого ими же великана Имира.
Индейцы североамериканского племени тинне считали, что первичным веществом, из которого был сотворен мир, послужила плоть собаки, растерзанной великанами. Тибетцы, в зависимости от рода, верили в происхождение Вселенной из тела поверженного демона, который имел облик то жабы, то тигрицы, то льва. Наконец, в вавилонском мифе бог Мардук, уничтожив в яростной битве чудовище Тиамат, создал космос из ее тела.