Моцарт - опера "Весілля Фігаро" П'єса французького драматурга, дія відбувається в Іспанії, опера написана
австрійським композитором італійською мовою. Чи немає тут протиріччя? І що
Моцарт змінив у сюжеті пєси Бомарше?
Найстаріша опера в постійному репертуарі театрів світу. Й досьогодні улюблена
мільйонами. Як гадаєте, чому?
Революційність сюжету – слуги виявляються розумнішими і поряднішими за
свого господаря. Більше того, арії слуг вперше в історії опери є не комiчними, а
ліричними і серйозними (наприклад, арія Фігаро в останній дії „Чоловіки,
відкрийте очі" або арія Сюзанни в IV дії – „Прийди, мій друже, прийди"). Арія
Фігаро відкривається акомпанованим речитативом, чого ніколи не було в партії
слуги. А що саме комічного в цій опері? Напишіть.
Неабияка революційність музики: фінал другої дії — перший приклад в оперній
історії, коли сюжет розвивається суто музичними засобами без зупинок дії
протягом 20 хвилин. Як це вдається Моцарту?
Опера в четырех действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, основанное на одноименной комедии Пьера Огюста де Бомарше.
Действующие лица:
ГРАФ АЛЬМАВИВА (баритон)
ФИГАРО, его камердинер (баритон)
ГРАФИНЯ АЛЬМАВИВА (Розина) (сопрано)
СЮЗАННА, ее горничная и невеста Фигаро (сопрано)
Д-Р БАРТОЛО (бас)
МАРЦЕЛИНА, его ключница (сопрано)
КЕРУБИНО, паж (меццо-сопрано)
ДОН БАЗИЛИО, учитель пения (тенор)
АНТОНИО, садовник (бас)
БАРБАРИНА, его дочь (сопрано)
ДОН КУРЦИО, судья (тенор)
Время действия: XVIII век.
Место действия: неподалеку от Севильи.
Первое исполнение: Вена, «Бургтеатр», 1 мая 1786 года.
Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». Постер Рафала Ольбиньского
Если моцартовский «Дон Жуан» многими музыкантами признается величайшей из опер, то «Свадьба Фигаро» самая ими любимая. И не только, конечно, музыкантами. Ведь она имеет честь быть самой старой оперой из постоянно находящихся в репертуаре практически каждой определенной труппы в западном мире (шедевр Глюка дается не столь часто), вызывающей восторг миллионов слушателей, причем часто тех, которые отнюдь не сходят с ума по «Фаусту», «Аиде» или «Богеме», но от «Свадьбы Фигаро» теряют голову. Кто же, в самом деле, останется равнодушен к Керубино и Сюзанне, кого не захватит Фигаро, столь элегантный, хотя и менее энергичный, чем россиниевский цирюльник?
Далее. Трудно себе представить, что это всеми теперь любимое произведение было необычайно революционным. Изображение группы слуг, осыпающих побоями своего хозяина-аристократа, беспардонно игнорирующих его исконное, как считалось испокон веков, droit du seigneur (фр. — право господина на первую ночь со служанкой, отдаваемой замуж за своего же слугу) и в конце концов заставляющих его просить прощение, — это пугало во времена, когда назревала Французская революция. Долгое время пьеса Бомарше была запрещена для постановки на парижской сцене, а император Иозеф санкционировал постановку оперной версии только после того, как либреттист, Да Понте, уверил его в том, что наиболее скандальные бунтарские строки из либретто изъяты.