Главная »Статьи »КОНСПЕКТЫ УРОКОВ »РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель Цели: Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина; Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности; Показать красоту стихов и разнообразие тематики. Словарная работа: внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх. Оборудование: портрет Державина, репродукция картины Ге "Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы”. Теория литературы: Ода. Ходурока I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина "Признание”. Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел,- Не собой блистал я – богом, Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, – Добродетельми казались Мне они равны богам. Если на победы громки Я венцы сплетал вождям, Думал перелить в потомки Души их и их детям. II. Беседа по стихотворению. - Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему? - От какого лица написано стихотворение? - Что же мы узнаем об этом человеке? (Не умел притворяться”, "важным саном надуваться”, любил чистосердечье). - Как вы понимаете слова и выражения: "важным саном надуваться”, "философа брать вид”, "чистосердечье”, "блистал восторгом”, "перелить в потомки”. III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь. Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется "Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, "важным саном надуваться”, а "любил чистосердечье”, "ум и сердце человечье”. Гаврила Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века. О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке. - Запишите тему в тетрадь. IV. Знакомство с биографией писателя. 1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова. Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии. Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй. В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II , был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин.
Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель
Цели:
Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина;
Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности;
Показать красоту стихов и разнообразие тематики.
Словарная работа:
внутренняя жизнь,
гений,
добродетель,
монарх.
Оборудование:
портрет Державина,
репродукция картины Ге "Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы”.
Теория литературы: Ода.
Ходурока
I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина "Признание”.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,-
Не собой блистал я – богом,
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если на победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
II. Беседа по стихотворению.
- Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?
- От какого лица написано стихотворение?
- Что же мы узнаем об этом человеке?
(Не умел притворяться”, "важным саном надуваться”, любил чистосердечье).
- Как вы понимаете слова и выражения:
"важным саном надуваться”,
"философа брать вид”,
"чистосердечье”,
"блистал восторгом”,
"перелить в потомки”.
III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь.
Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется "Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, "важным саном надуваться”, а "любил чистосердечье”, "ум и сердце человечье”. Гаврила Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века.
О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке.
- Запишите тему в тетрадь.
IV. Знакомство с биографией писателя.
1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова.
Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии.
Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй.
В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II , был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин.