Осенние мотивы можно найти практически у любого лирика. осень в стихотворениях классиков многоликая, ведь ее образ пропускается сквозь призму индивидуального восприятия автора. пейзажная лирика а. фета и ф. тютчева покоряет читателей буйством красок, стихий и человеческих переживаний. в творчестве этих авторов есть прекрасные «осенние» образцы. а. фету принадлежат строки стихотворения «осень», а ф. тютчеву –«осенний вечер». первое, что бросается в глаза – разное настроение стихов. ф. тютчев пишет о светлых осенних вечерах. они умиляют лирического героя и автора. поэт замечает каждую деталь пейзажа: «пестроту деревьев», шелест багряных листьев и «грустно-сиротеющую землю». самое тоскливое впечатление оставляет именно образ земли, ведь автор представляет, как скоро над ней взойдут бури и холодные ветры. строчки, описывающие «сиротеющую» землю контрастные живым, светлым зарисовкам в начале произведения. тем не менее, они не угнетают читателя. целостная осенняя панорама, отображенная в стихотворении ф. тютчева, вызывает чувство «таинственной прелести» и легкой сладостной грусти. даже туман в восприятии поэта оказывается прекрасной «тихой лазурью». а. фет рисует грустные «сумрачные дни», а его осень веет холодом. сразу же после пейзажной зарисовки автор углубляется во внутренний мир человека, утверждая, что осенние дни просятся в человеческую душу. и правда с приходом осени мы ощущаем, как душа окутывается тоской, хандрой. уже во втором куплете пейзаж оживляется, заливается золотыми и красными красками. эти строки отображают страсть, любовь, но никак не нежность, ведь а. фет подбирает достаточно резкие художественные средства: «дни, когда в крови золотолиственных уборов…». тоскливое настроение после такого меняется на «знойные прихоти любви». завершающие аккорды обеих произведений таят в себе философские нотки. ф. тютчев пишет о «кроткой улыбке увяданья», намекая на склон человеческой жизни, человеческие страдания. так, между последних строк еле заметно пробивается мотив быстротечности жизни. а. фет изображает безжалостность осенней поры, намекая на безжалостность старости. в конце обеих стихотворений появляется одинаковый абстрактный образ «стыдливой печали», в обеих случаях он переносится с природной на человеческую натуру. правда, у тютчева этот образ более мягкий, кроткий, а у фета – резкий и безжалостный. и ф. тютчев, и а. фет осенние пейзажи при богатого набора художественных средств. главным инструментом этих мастеров слова являются эпитеты, в том числе и цветовые. образы природы они оживляют при метафор. нельзя не заметить, что в «осеннем вечере» ф. тютчева сплетаются визуальные и звуковые образы, а пейзаж а. фета полностью визуальный. зато а. фет более глубоко проникает в человеческую душу, в то время, как главное – показать красоту природы, движения природной души, которые оживляются с приходом золотой красавицы.