Составьте план статьи. печорин. печорин григорий александрович — главный герой романа. его души составляет содержание произведения. эта прямо названа в «предисловии к «журналу печорина». души воспроизводится в трех аспектах: во-первых, с точки зрения «внутреннего человека», когда утаенные от посторонних, но открываемые для себя мотивы поведения через цепь внешних поступков, приключений приобретают ясный, хотя и противоречивый характер; во-вторых, герой отдает себе полный отчет в мотивах и душевных движениях, служащих осознанию собственной личности и определяющих принципы ее самопостроения; в-третьих, души отображается как объективное описание: печорин записывает свои впечатления для себя и воспринимает свой дневник в виде объективного документа, отстраняясь от субъективных пристрастий, создавая дистанцию между собой действующим, мыслящим и автором. как автор «», печорин не страшится рассказать ни об идеальных порывах, присущих ему, ни о темных сторонах души, ни о противоречиях сознания. объективность письма достигается и присутствием других рассказчиков — максима максимыча, странствующего офицера, отдаленных от печорина и приближенных к нему интеллектуально. печорин воспроизводит и мнения о себе других лиц — веры, княжны мери, грушницкого, вернера. все они с разной степенью проникновения в его внутренний мир объемный образ его личности. лермонтова заключалась не только в том, чтобы души раскрывалась извне и изнутри, но и в том, чтобы дать возможно полное о ней представление. все описания внешности героя тоже направлены на отображение души (через лицо, глаза, руки, фигуру и детали одежды). печорин интересен лермонтову в качестве обобщенного лица, а не как некоего казуса, изображенного иронически. ирония как субъективное художественное намерение исключена, и если она становится результатом изображения, то повинна в этом не авторская воля, но сам тип личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах. в такой же мере несостоятельно мнение, отведенное самим лермонтовым, будто печорин — портрет автора романа. традиция, к которой непосредственно примыкает «герой нашего времени»,— психологические романы шатобриана («рене»), бенжамена констана («адольф»), альфреда де мюссе («исповедь сына века»), незаконченный роман карамзина («рыцарь нашего времени») и роман в стихах пушкина «евгений онегин». хотя психология героя все более углубляется от приключения к приключению, которые вносят новые штрихи в его внутренний портрет, духовно печорин не растет. его жизненный опыт существен не тем, что он каждый раз выходит из того или иного приключения обновленным, а тем, что он остается одинаковым. однако при неизменности духовных результатов каждый эпизод всякий раз бросает свет на неисчерпаемый потенциал души. в этом состоит души, ее загадочность, странность и нравственность. равная самой себе, душа не поддается изменению и не имеет предела в своем углублении. отсюда возникает видимое противоречие между богатыми внутренними возможностями к духовному самопостроению, развитию, обновлению и скромными успехами героя, как правило кончающимися ощущением «скуки» и неудовлетворенности собой. печорин всегда чувствует над собой власть судьбы, которая выступает преградой, ограничивающей итоги его душевной деятельности и превращающей их в ничтожные, бесполезные и катастрофические по своим последствиям, угрожающие как самому герою («тамань»), так и другим персонажам («бэла», «княжна мери»). печорин, ощущающий перст судьбы, воспринимает себя едва ли не демоническим существом, злым орудием судьбы, наказующей силой. она выступает в его глазах проклятием, а он становится ее жертвой.