Человек – часть природы, и когда это чувство в нем живет, его жизнь гармонична и естественна. Тогда человек готов относиться к окружающим с пониманием, чувствуя в них родственность происхождения, принадлежность к одному сообществу. В литературе мы видим подтверждение этому.
Все жители заброшенной деревни в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» относятся друг к другу с бережностью и сочувствием. Это происходит потому, что они понимаю, как тяжело их соседям прощаться с родными местами – деревня должна быть затоплена и стать дном будущего водохранилища, им же всем придется покинуть родные места. К природе вокруг они относятся, как к родному человеку, которому суждено умереть – с болью и любовью. То есть, отношение к людям полностью соответствует отношению к ее части – человеку. Все люди в этой деревне кажутся родными. Это чувство возникает благодаря таланту писателя Валентина Распутина, уоторый сумел донести до читателя мысль: только в единстве с природой может быть единство между людьми.
Принадлежность людей природе особенно хорошо описана в повести «Слово о полку Игореве». В древности это чувство единения с родными степями, рекой, небом над головой было особенно прочным. Природа в древнерусской повести всегда разговаривает с людьми, а человек слышит ее речь. Автор рассказывает, что река князю в его бегстве, а небо болеет за своих неразумных детей, предупреждая их грозой и всем своим грозным и мрачным видом о грядущей трагедии. Ярославна хочет стать кукушкой, чтобы улететь к своему любимому, согреть его своей любовью. Природа, как отдельное явление, в этом произведении не описывается вовсе – она часть мира людей и воспринимается именно в таком контексте.
Природа активно участвует в жизни людей и в рассказе современного автора В. Шукшина «Заревой дождь». Здесь она выступает, как очищающее от всех обид и неприязни, которые накопились в душе человека, начало. Она является в виде заревого дождя в конце произведения и этим символизирует прощение людям за все, совершенное ими, зло. Два главных героя всю жизнь боролись друг с другом, один - агрессивно, другой был обиженной стороной. Но со смертью обидчика ушло и зло. Как зарастает место бывших боев молодой порослью деревьев, как разрушаются под открытым небом бомбы и снаряды войны.

Природа все плохое, что делает по своей глупости человек, исправляет, приводит в гармонию. Она становиться мудрым учителем для того, кто понимает ее язык, видит ее красоту и признает ее власть в мире.
Сегодня такая тесная связь с природой у людей утеряна. Но уметь видеть прелесть родной земли, соответствовать тезису «человек – часть природы», чувствовать себя естественной ее частью продолжают учить лучшие образцы литературы.
Двадцатый век принёс человечеству множество проблем, и среди них - экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях не рационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. Так, в романе Гаррисона "Неукротимая планета" показывается взаимозависимость людей и окружающей их среды: если природу ненавидеть и бояться, то она ответит тем же. В советской литературе тема отношения к природе всегда была одной из основных. В частности, особенно ярко эта тема звучит у Чингиза Айтматова. Я хочу рассмотреть одно из его произведений - повесть под двойным названием "Последняя сказка. Белый пароход". В первой же фразе говорится о двух сказках - личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. Аллегория весьма прозаична: мать-олениха - это природа, всеобщая прародительница, а все люди - её дети, но все они относятся к ней по-разному. Персонажи повести делятся на два противоположных лагеря - на тех, кто любит природу, понимает её и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. И мальчик, и дед Момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, каждом живом существе, дают имена камням. Они помнят о своих корнях, о том, что они - дети природы. В повести звучит фраза: "если люди не будут помнить отцов - они испортятся". Негодяй Орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он - порченый и нравственно и физически - ему не дано иметь детей. Род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. Люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы. Они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и съедают её, сами не ведая, что творят. Их духовное зрение закрыто - и они не видят очевидного. Их память утеряна - и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит. Повесть глубоко трагична. Гибнет мать-олениха - олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней - духовно или физически - умирают те, кто её любил. Теряет свою личность дед Момун, физически гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего. Трагически кончаются обе сказки - сказка мальчика и сказка старика. Но звучит мысль о том, что "правда прибудет вовек". Высшая справедливость все равно восторжествует. Природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; её невозможно уничтожить, главное - помнить об этом. Памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но очень глубокая повесть Чингиза Айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.
Все жители заброшенной деревни в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» относятся друг к другу с бережностью и сочувствием. Это происходит потому, что они понимаю, как тяжело их соседям прощаться с родными местами – деревня должна быть затоплена и стать дном будущего водохранилища, им же всем придется покинуть родные места. К природе вокруг они относятся, как к родному человеку, которому суждено умереть – с болью и любовью. То есть, отношение к людям полностью соответствует отношению к ее части – человеку. Все люди в этой деревне кажутся родными. Это чувство возникает благодаря таланту писателя Валентина Распутина, уоторый сумел донести до читателя мысль: только в единстве с природой может быть единство между людьми.
Принадлежность людей природе особенно хорошо описана в повести «Слово о полку Игореве». В древности это чувство единения с родными степями, рекой, небом над головой было особенно прочным. Природа в древнерусской повести всегда разговаривает с людьми, а человек слышит ее речь. Автор рассказывает, что река князю в его бегстве, а небо болеет за своих неразумных детей, предупреждая их грозой и всем своим грозным и мрачным видом о грядущей трагедии. Ярославна хочет стать кукушкой, чтобы улететь к своему любимому, согреть его своей любовью. Природа, как отдельное явление, в этом произведении не описывается вовсе – она часть мира людей и воспринимается именно в таком контексте.
Природа активно участвует в жизни людей и в рассказе современного автора В. Шукшина «Заревой дождь». Здесь она выступает, как очищающее от всех обид и неприязни, которые накопились в душе человека, начало. Она является в виде заревого дождя в конце произведения и этим символизирует прощение людям за все, совершенное ими, зло. Два главных героя всю жизнь боролись друг с другом, один - агрессивно, другой был обиженной стороной. Но со смертью обидчика ушло и зло. Как зарастает место бывших боев молодой порослью деревьев, как разрушаются под открытым небом бомбы и снаряды войны.

Природа все плохое, что делает по своей глупости человек, исправляет, приводит в гармонию. Она становиться мудрым учителем для того, кто понимает ее язык, видит ее красоту и признает ее власть в мире.
Сегодня такая тесная связь с природой у людей утеряна. Но уметь видеть прелесть родной земли, соответствовать тезису «человек – часть природы», чувствовать себя естественной ее частью продолжают учить лучшие образцы литературы.
Двадцатый век принёс человечеству множество проблем, и среди них - экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях не рационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. Так, в романе Гаррисона "Неукротимая планета" показывается взаимозависимость людей и окружающей их среды: если природу ненавидеть и бояться, то она ответит тем же. В советской литературе тема отношения к природе всегда была одной из основных. В частности, особенно ярко эта тема звучит у Чингиза Айтматова. Я хочу рассмотреть одно из его произведений - повесть под двойным названием "Последняя сказка. Белый пароход". В первой же фразе говорится о двух сказках - личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. Аллегория весьма прозаична: мать-олениха - это природа, всеобщая прародительница, а все люди - её дети, но все они относятся к ней по-разному. Персонажи повести делятся на два противоположных лагеря - на тех, кто любит природу, понимает её и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. И мальчик, и дед Момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, каждом живом существе, дают имена камням. Они помнят о своих корнях, о том, что они - дети природы. В повести звучит фраза: "если люди не будут помнить отцов - они испортятся". Негодяй Орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он - порченый и нравственно и физически - ему не дано иметь детей. Род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. Люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы. Они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и съедают её, сами не ведая, что творят. Их духовное зрение закрыто - и они не видят очевидного. Их память утеряна - и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит. Повесть глубоко трагична. Гибнет мать-олениха - олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней - духовно или физически - умирают те, кто её любил. Теряет свою личность дед Момун, физически гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего. Трагически кончаются обе сказки - сказка мальчика и сказка старика. Но звучит мысль о том, что "правда прибудет вовек". Высшая справедливость все равно восторжествует. Природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; её невозможно уничтожить, главное - помнить об этом. Памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но очень глубокая повесть Чингиза Айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.