Первый, кто обратил внимание на воспитательное значение романа Дефо и, можно сказать, приобщил к детской литературе, был Жан Жак Руссо. В педагогическом романе «Эмиль» он объявил «Робинзона Крузо» книгой, достойной в течение долгого времени составлять «всю библиотеку» подростка.
«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, себе пропитание и самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния, - вот предмет, интересный для всякого возраста, предмет, который тысячью можно сделать занимательным для детей» . Здесь же Руссо дает указания, как надо сократить книгу применительно к детскому чтению: «Этот роман, из которого мы выкинем все лишнее, начнется кораблекрушением Робинзона возле его острова и кончится появлением корабля, который приходит, чтобы взять его к себе на борт. Эта книга будет служить Эмилю и забавой и поучением» .
«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, себе пропитание и самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния, - вот предмет, интересный для всякого возраста, предмет, который тысячью можно сделать занимательным для детей» . Здесь же Руссо дает указания, как надо сократить книгу применительно к детскому чтению: «Этот роман, из которого мы выкинем все лишнее, начнется кораблекрушением Робинзона возле его острова и кончится появлением корабля, который приходит, чтобы взять его к себе на борт. Эта книга будет служить Эмилю и забавой и поучением» .