Главные герои - Павлик, Петя, Гаврик и матрос Радион Жуков Основные события - во-первых, речь идет о революции 1905 года в Одессе, мальчишки приезжают с летних каникул и обнаруживают, что во время их отсутствия произошла революция.По дороге мальчики вместе с отцом матроса Жукова. В Аккермане их семья пересаживается на пароход, идущий в Одессу. На корабле они вновь встречаются с матросом. Однако на судне оказывается сыщик, который следил за матросом-преступником (Радион пробрался в Одессу тайком, из Румынии). Радион прыгает с корабля и с трудом доплывает до рыбацких шаланд, но начинает тонуть, однако его старик-рыбак и его внук — Гаврик. Матрос серьёзно заболел, но его вылечили, приютив на время выздоровления в рыбацкой хижине на берегу Чёрного моря. Самый интересный эпизод - знакомство моряка и мальчиков. Хотя Радион не произносит ни слова за весь эпизод, мы прекрасно понимаем психологию этого матроса. Эпизод построен как бы на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос на него в действительности. Катаев намеренно подчеркивает детали, запечатлевшиеся в сознании Пети: «толстые гвардейского сукна штаны» , «рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом» , «голубой вытатуированный якорь» .
Основные события - во-первых, речь идет о революции 1905 года в Одессе, мальчишки приезжают с летних каникул и обнаруживают, что во время их отсутствия произошла революция.По дороге мальчики вместе с отцом матроса Жукова. В Аккермане их семья пересаживается на пароход, идущий в Одессу. На корабле они вновь встречаются с матросом. Однако на судне оказывается сыщик, который следил за матросом-преступником (Радион пробрался в Одессу тайком, из Румынии). Радион прыгает с корабля и с трудом доплывает до рыбацких шаланд, но начинает тонуть, однако его старик-рыбак и его внук — Гаврик. Матрос серьёзно заболел, но его вылечили, приютив на время выздоровления в рыбацкой хижине на берегу Чёрного моря.
Самый интересный эпизод - знакомство моряка и мальчиков. Хотя Радион не произносит ни слова за весь эпизод, мы прекрасно понимаем психологию этого матроса. Эпизод построен как бы на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос на него в действительности. Катаев намеренно подчеркивает детали, запечатлевшиеся в сознании Пети: «толстые гвардейского сукна штаны» , «рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом» , «голубой вытатуированный якорь» .