В1944 году оа. а. пластов начал работать над картиной «сенокос» (1945). чувством радости и ликования, счастьем мирного труда на свободной земле пронизана эта картина. и хотя на полях работают лишь подростки, женщины и старики (взрослое население деревни еще не вернулось с фронта) , картина полна оптимистического звучания. художник не случайно остановился на изображении сенокоса — праздничной поры в трудовой жизни колхозного крестьянства. тема сенокоса давно волновала его. пластову, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нем, передать его поэзию и красоту. в картине пластова нас привлекает буйное цветение трав, яркое золото солнечного света, играющее на белых стволах стройных красавиц берез, изумрудная зелень листвы. в ней переданы красота и щедрость лета, прозрачность утреннего воздуха. картина воспринимается нами как гимн силе жизни, гимн свободному труду. образы колхозников последних военных лет пластов запечатлел в картине «жатва» (1945). снопов только что сжатого хлеба старик и дети. в их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга. «это было, — писал пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в основном женщины, старики да дети. они-то и несли главную тяготу труда» . особенно удался художнику образ старика. в нем ярко выражены черты национального характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую жизнь. медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. с исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой девочки, с выглядывающими из-под белого платка косичками и нежной детской шейкой. теплыми золотыми тонами насытил пластов колорит полотна. важнейшая черта произведений пластова — верность жизненной правде. но правдивость его работ нельзя понимать , только как соответствие изображенного реальному миру. правда пластовских полотен прежде всего в огромной любви к людям, в искренности и непосредственности, в убедительной передаче материального мира. это сообщает его картинам особую привлекательность.