Рассказ Лескова «Человек на часах» - о солдате Постникове, который на караульном посту около Зимнего дворца не смог остаться равнодушным к несчастью тонущего человека, не смог заглушить голос совести. Солдат Постников, из дворовых людей, был человек очень нервный и очень чувствительный. Человек с доброй, тонкой, восприимчивой душой к состраданию. Когда услышит крик тонущего человека, герой станет перед выбором человека или остаться на посту, исполняя свой долг. «…сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей… Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится» . Из этого эпизода мы видим, что в душе у него происходит борьба. Он мечется, борется сам с собой и за время этой борьбы «человек истерзался сердцем» . Мы видим, что у Постникова сердце борется с рассудком. В герое побеждает человек. Сострадание. Автор намеренно начинает рассказ с конца, потому что последствия поступка для героя оказываются тяжкими. Такое начало рассказа заранее готовит читателей к тому, что рассказ пойдёт не столько о личности героя, сколько о действительности, его окружающей. Постников совершил с нашей точки зрения героический поступок. А чем он оборачивается для окружающих его людей – воинского начальства? Для них его поступок является «бедой». Начальство обвиняет солдата в том, что он нарушил присягу, «замарал» честь Измайловского полка, «на полк пала дурная тень» . Каждый из воинского начальства переживал только за себя, за свою «служебную линию» , за интересы дальнейшей служебной карьеры. Судьба солдата, которому угрожает военный суд, не трогает их. Свой поступок Постников совершил сознательно, зная, что будет наказан, и тем не менее тонущему человеку. Церковная власть, которая должна учить милосердию, состраданию, проповедующая любовь к ближнему, на самом деле оказывается ещё более бесчеловечной, чем светская власть. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало» , «человеческое» должно быть в каждом Вера автора обращена именно к таким людям, как Постников. Они всегда сохраняют честность. Они стоят на часах постоянно, готовые на бескорыстный поступок. Именно на таких «праведниках» , как Постников, держится земля русская.
«…сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей… Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится» .
Из этого эпизода мы видим, что в душе у него происходит борьба. Он мечется, борется сам с собой и за время этой борьбы «человек истерзался сердцем» . Мы видим, что у Постникова сердце борется с рассудком. В герое побеждает человек. Сострадание.
Автор намеренно начинает рассказ с конца, потому что последствия поступка для героя оказываются тяжкими. Такое начало рассказа заранее готовит читателей к тому, что рассказ пойдёт не столько о личности героя, сколько о действительности, его окружающей. Постников совершил с нашей точки зрения героический поступок. А чем он оборачивается для окружающих его людей – воинского начальства? Для них его поступок является «бедой». Начальство обвиняет солдата в том, что он нарушил присягу, «замарал» честь Измайловского полка, «на полк пала дурная тень» . Каждый из воинского начальства переживал только за себя, за свою «служебную линию» , за интересы дальнейшей служебной карьеры. Судьба солдата, которому угрожает военный суд, не трогает их.
Свой поступок Постников совершил сознательно, зная, что будет наказан, и тем не менее тонущему человеку.
Церковная власть, которая должна учить милосердию, состраданию, проповедующая любовь к ближнему, на самом деле оказывается ещё более бесчеловечной, чем светская власть.
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало» , «человеческое» должно быть в каждом
Вера автора обращена именно к таким людям, как Постников. Они всегда сохраняют честность. Они стоят на часах постоянно, готовые на бескорыстный поступок. Именно на таких «праведниках» , как Постников, держится земля русская.