Тема живых и мертвых душ главная в поэме гоголя «мертвые души». об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «мертвые души». существует мнение, что гоголь задумал создать поэму «мертвые души» по аналогии с поэмой данте «божественная комедия». это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «божественная комедия» состоит из трех частей: «ад», «чистилище» и «рай», которым должны были соответствовать задуманные гоголем три тома «мертвых душ». в первом томе гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. во втором и третьем томах гоголь хотел изобразить возрождение россии. себя гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на. страницах своего произведения картину возрождения россии, выводит ее из. кризиса. художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо — это чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь. реальный мир «мертвых душ» страшен и уродлив. его типичными представителями являются манилов, ноздрев, собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. все это статичные характеры. они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать». гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время страшными. ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. в них не осталось ничего человеческого. мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. гоголь писал по поводу города «мертвых душ»: «идея города. возникшая до высшей степени. пустота. пустословие… смерть поражает нетрогающийся мир. еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».