Поэтический язык Д. Мережковского несет в себе все признаки философской лирики. Стихотворения автора - это диалог героя с воображаемым собеседником, которым часто оказывается природа. Желания, порывы и побуждения настойчиво звучат в лирике ("Сталь", "Бог", "Что ты можешь? В безумной борьбе... ", "Голубое небо", "Волны", "Вечер" и другие) . Обороты условности, включенные в ткань стихотворений, придают оттенок мечтательности ("Так жизнь ничтожеством страшна... ", "Рим", "Усни"). Повествовательность и размеренность сменяются риторическими восклицаниями, вопросами и другими средствами выражения патетики. Часты в лирике поэта "двух бездн" парные сочетания слов: двойные эпитеты, сравнения, отрицания. Излюбленным приемом, на котором строится стихотворение, является антитеза, рождающаяся из понятий, совсем не обязательно противостоящих друг другу вне контекста. Антитезы тяготеют к общему целому, вмещающему их в себя: "И жизнь, и смерть -одно и то же" ("Усталость", "Весеннее чувство"). Яркость и выразительность придают поэзии Д. Мережковского многочисленные сравнения, в основном взятые из природного мира ("Изгнанники", "Сталь", "Нирвана"). Инверсированный порядок слов позволяет увидеть сделанный автором смысловой акцент. Накал эмоциональности достигается с слов, близких к пределам, "верхнему" или "нижнему": нет, нигде, никогда, навек, всегда, везде и других. Плеоназмы обостряют экспрессию, придавая композиционную оформленность строкам и строфам. В описании природы Д. Мережковский конкретен и опирается на звук, цвет и запах, причем световое ощущение включает противопоставленные дру”" другу мрак и тьму, а звуковое - шум и тишину ("Осенние листья"). Тишина имеет особый смысл для поэта - все чувства утончаются в ней, позволяя услышать "отголосок непостижимого". Поэтический язык вполне отражает ту систему мышления, которой придерживается автор.