Лирический герой военной песенной лирики Высоцкого не супермен с квадратным подбородком, автору важно состояние души человека на войне: что чувствуют на войне, когда теряют друзей? Одно из лучших произведений поэта – "Он не вернулся из боя" (1969). Военной эту песню можно назвать, конечно, условно, не военные картины и эпизоды в ней запоминаются. Да их здесь, по сути, и нет. Эта песня – о потере друга, близкого человека. К сожалению, потерю эту мы начинаем осознавать только тогда, когда уже ничего исправить нельзя. Мы тоскуем по ушедшему дорогому человеку, ощущаем пустоту в мире. Герою стихотворения кажется, что это он сам не вернулся из боя, что частица его самого погибла в бою. Терять же друзей приходилось не только на войне Отечественной... И не только на войне, но и в мирной жизни... И эту человеческую боль сумел понять и выразить Высоцкий.
Здесь не важны конкретные исторические приметы военного времени, и уж тем более фронтовой антураж или "аппаратура", как сказал бы булгаковский Воланд. Автору важен вечный, вневременной смысл ситуации, когда только смерть, только гибель человека заставляют окружающих осознать его неповторимость.
А слова "Он молчал невпопад и не в такт подпевал" автобиографичны, они не только о лирическом герое, они – и о самом поэте.
2 вариант.
Тема стихотворения В.С.Высоцкого «Он не вернулся из боя» — тема военной дружбы, которая не нова в русском искусстве. Мы встречаем её в литературе XIX века, в хх веке, она представлена в произведениях, разных по жанру. Достаточно вспомнить кинофильм Е. Карелова «Служили два товарища» или «Песню о двух друзьях» С. Германова и В. Гусева.
В основе стихотворения Высоцкого — образы двух разных по характеру бойцов, связанных крепкой дружбой. Почему для поэта важно развитие известной, в общем-то, темы? Что нового внёс он в её рассмотрение?
Обратим внимание на вопросы, которые кажутся наиболее важными в произведении: образная система, изображение мира, лейтмотив и его роль в стихотворении.Стихотворение — исповедь героя, в которой он не говорит о себе, но его оценка не вернувшегося из боя товарища позволяет представить характеры обоих друзей:
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал …
Каков лейтмотив произведения? Напомним, что лейтмотив — главная мысль, которая проходит через всё произведение.
Учащиеся без труда увидят повторяющиеся в произведении слова. У Высоцкого — «он вчера не вернулся из боя». В. Высоцкий написал произведение о Великой Отечественной войне, называемой в народе священной, рассказал о трагическом
событии — гибели друга, о духовной связи между близкими людьми, не прекращающейся и после смерти.
1 вариант.
Лирический герой военной песенной лирики Высоцкого не супермен с квадратным подбородком, автору важно состояние души человека на войне: что чувствуют на войне, когда теряют друзей? Одно из лучших произведений поэта – "Он не вернулся из боя" (1969). Военной эту песню можно назвать, конечно, условно, не военные картины и эпизоды в ней запоминаются. Да их здесь, по сути, и нет. Эта песня – о потере друга, близкого человека. К сожалению, потерю эту мы начинаем осознавать только тогда, когда уже ничего исправить нельзя. Мы тоскуем по ушедшему дорогому человеку, ощущаем пустоту в мире. Герою стихотворения кажется, что это он сам не вернулся из боя, что частица его самого погибла в бою. Терять же друзей приходилось не только на войне Отечественной... И не только на войне, но и в мирной жизни... И эту человеческую боль сумел понять и выразить Высоцкий.
Здесь не важны конкретные исторические приметы военного времени, и уж тем более фронтовой антураж или "аппаратура", как сказал бы булгаковский Воланд. Автору важен вечный, вневременной смысл ситуации, когда только смерть, только гибель человека заставляют окружающих осознать его неповторимость.
А слова "Он молчал невпопад и не в такт подпевал" автобиографичны, они не только о лирическом герое, они – и о самом поэте.
2 вариант.
Тема стихотворения В.С.Высоцкого «Он не вернулся из боя» — тема военной дружбы, которая не нова в русском искусстве. Мы встречаем её в литературе XIX века, в хх веке, она представлена в произведениях, разных по жанру. Достаточно вспомнить кинофильм Е. Карелова «Служили два товарища» или «Песню о двух друзьях» С. Германова и В. Гусева.
В основе стихотворения Высоцкого — образы двух разных по характеру бойцов, связанных крепкой дружбой. Почему для поэта важно развитие известной, в общем-то, темы? Что нового внёс он в её рассмотрение?
Обратим внимание на вопросы, которые кажутся наиболее важными в произведении: образная система, изображение мира, лейтмотив и его роль в стихотворении.Стихотворение — исповедь героя, в которой он не говорит о себе, но его оценка не вернувшегося из боя товарища позволяет представить характеры обоих друзей:
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал …
Каков лейтмотив произведения? Напомним, что лейтмотив — главная мысль, которая проходит через всё произведение.
Учащиеся без труда увидят повторяющиеся в произведении слова. У Высоцкого — «он вчера не вернулся из боя». В. Высоцкий написал произведение о Великой Отечественной войне, называемой в народе священной, рассказал о трагическом
событии — гибели друга, о духовной связи между близкими людьми, не прекращающейся и после смерти.