Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность. Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре. На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля бес перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью. Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна- очеркиста оказал Г. Успенский. Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя. В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации. В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
Ивановича Куприна формировалось
в годы революционного подъема.
Ему всю жизнь была близка тема
прозрения простого русского
человека, который жадно искал
правду жизни. Все свое
творчество Куприн и посвятил раз
разработке этой сложной
психологической темы. Его
искусству, по выражению
современников, была присуща
особая зоркость видения мира,
конкретность, постоянное
стремление к познанию.
Познавательный пафос
купринского творчества сочетался
со страстной личной
заинтересованностью в победе
добра над всяким злом. Поэтому
большинству его произведений
присуща динамика,
драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на
роман приключений. По обилию
встреч с людьми, жизненных
наблюдений она напоминала
биографию Горького. Куприн много
странствовал, выполнял
разнообразную работу: служил на
заводе, работал грузчиком, играл
на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества
Куприн испытал сильное влияние
Достоевского. Оно проявилось в
рассказах “Впотьмах”, “Лунной
ночью”, “Безумие”. Он пишет о
роковых мгновениях, роли случая
в жизни человека, анализирует
психологию страстей человека. В
некоторых рассказах того периода
говорится о том, что человеческая
воля бес перед стихийной
случайностью, что разум не может
познать таинственные законы,
которые управляют человеком.
Решающую роль в преодолении
литературных штампов, идущих
от Достоевского, сыграло
непосредственное знакомство с
жизнью людей, с реальной русской
действительностью.
Он начинает писать очерки. Их
особенность в том, что писатель
обычно вел неспешную беседу с
читателем. В них были хорошо
видны четкие сюжетные линии,
простое и детализированное
изображение действительности.
Наибольшее влияние на Куприна-
очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания
Куприна завершились наиболее
крупной вещью, которая отражала
реальность. Это была повесть
“Молох”. В ней писатель
показывает противоречия между
капиталом и подневольным
трудом человека. Он сумел
уловить социальные особенности
новейших форм
капиталистического производства.
Гневный протест против
чудовищного насилия над
человеком, на чем основан в мире
“Молоха” промышленный расцвет,
сатирический показ новых хозяев
жизни, разоблачение
беззастенчивого хищничества в
стране чужеземного капитала —
все это ставило под сомнение
теории буржуазного прогресса.
После очерков и рассказов повесть
была важным этапом в творчестве
писателя.
В поисках нравственных и
духовных идеалов жизни, которые
писатель противопоставлял
уродству современных
человеческих отношений, Куприн
обращается к жизни бродяг,
нищих, спившихся артистов,
голодающих непризнанных
художников, детей неимущего
городского населения. Это мир
безымянных людей, которые
образуют массу общества. Среди
них и старался найти Куприн своих
положительных героев. Он пишет
рассказы “Лидочка”, “Локон”,
“Детский сад”, “В цирке” — в этих
произведениях герои Куприна
свободны от влияния буржуазной
цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет
повесть “Олеся”. Схема повести
традиционна: интеллигент,
человек обыкновенный и
городской, в глухом углу Полесья
встречает девушку, которая
выросла вне общества и
цивилизации. Олеся отличается
непосредственностью, цельностью
натуры, душевным богатством.
Поэтизируя жизнь,
неограниченную современными
социальными культурными
рамками. Куприн стремился
показать явные преимущества
“естественного человека”, в
котором он видел духовные
качества, утраченные в
цивилизованном обществе.