термин «средние века» употребляется для обозначения периода стран востока первых семнадцати веков новой эры. естественным верхним рубежом периода принято считать xvi – начало xvii вв., когда восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.
средневековый восток охватывает территорию северной африки, ближнего и среднего востока, центральной и средней азии, индии, шри-ланки, юго-восточной азии и дальнего востока.
переход к средневековью на востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, византия, сасанидский иран, кушано-гуптская индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение участию в них «варварских» кочевых племен. на арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
страны востока в средние века были связаны с европой. носительницей традиций греко-римской культуры оставалась византия. арабское завоевание испании и походы крестоносцев на восток способствовали взаимодействию культур. однако для стран южной азии и дальнего востока знакомство с европейцами состоялось лишь в xv-xvi вв.
становление средневековых обществ востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией процесса как на востоке, так и в европе – было утверждение феодальных отношений. различные же итоги развития на востоке и западе к концу xx в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
переодизация средневекового востока. с учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в востока выделяют следующие этапы:
i-vi в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
vii-х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации и упадка древних городов;
xi-xii вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
xiii вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
xiv-xvi вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
восточные цивилизации. пеструю картину представлял собой средневековый восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от европы. одни цивилизации на востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове индостан, даосско-конфуцианская – в китае.
другие родились в средние века: мусульманская цивилизация на ближнем и среднем востоке, индо-мусульманская – в индии, индусская и мусульманская – в странах юго-восточной азии, буддийская – в японии и юго-восточной азии, конфуцианская – в японии и корее.
эти страны более отстали по развитию,чем все остальные. на их территории изначально жили дикие племена. но в результате соседства с такой крупной империей ,а именно взаимная миграция,подтолкнули эти страны к развитию.
термин «средние века» употребляется для обозначения периода стран востока первых семнадцати веков новой эры. естественным верхним рубежом периода принято считать xvi – начало xvii вв., когда восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.
средневековый восток охватывает территорию северной африки, ближнего и среднего востока, центральной и средней азии, индии, шри-ланки, юго-восточной азии и дальнего востока.
переход к средневековью на востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, византия, сасанидский иран, кушано-гуптская индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение участию в них «варварских» кочевых племен. на арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
страны востока в средние века были связаны с европой. носительницей традиций греко-римской культуры оставалась византия. арабское завоевание испании и походы крестоносцев на восток способствовали взаимодействию культур. однако для стран южной азии и дальнего востока знакомство с европейцами состоялось лишь в xv-xvi вв.
становление средневековых обществ востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией процесса как на востоке, так и в европе – было утверждение феодальных отношений. различные же итоги развития на востоке и западе к концу xx в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
переодизация средневекового востока. с учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в востока выделяют следующие этапы:
i-vi в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
vii-х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации и упадка древних городов;
xi-xii вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
xiii вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
xiv-xvi вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
восточные цивилизации. пеструю картину представлял собой средневековый восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от европы. одни цивилизации на востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове индостан, даосско-конфуцианская – в китае.
другие родились в средние века: мусульманская цивилизация на ближнем и среднем востоке, индо-мусульманская – в индии, индусская и мусульманская – в странах юго-восточной азии, буддийская – в японии и юго-восточной азии, конфуцианская – в японии и корее.
эти страны более отстали по развитию,чем все остальные. на их территории изначально жили дикие племена. но в результате соседства с такой крупной империей ,а именно взаимная миграция,подтолкнули эти страны к развитию.