По Андрусовскому перемирию 1667 года территория Беларуси снова вошла в состав Польско-Литовского государства, и здесь началось восстановление позиций католической и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 года постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; православные клирики были уравнены с податными сословиями — крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные.— Авт.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений». Сейм 1673 года запретил давать шляхетство не католикам. Постановлением сейма 1676 года, подтвержденным на сеймах 1678 и 1699 гг., правосл. ставропигиальным братствам и вообще всем православным воспрещалось выезжать за границу или приезжать оттуда, сноситься с Константинопольским Патриархом и представлять на его решение дела, касающиеся веры, братства должны были или подчиниться местным епископам, или представлять дела веры на решение гражданских судов. Таким образом, если епископ принимал унию, то братства уже не в праве были обращатьться к Патриарху. Запрещением православным выезда за границу правительство Речи Посполитой намеревалось добиться полного разрыва связей православного населения страны с Москвой и Константинополем. По закону 1697 года, в судебное делопроизводство на территории ВКЛ был введен польский язык вместо «русского». Сейм 1699 г. постановил, что только «мещане правдивые униаты исключительно к занятию выборных магистратских должностей» Эти решения, принятык при королях Михаиле Вишневецком (1669–1673) и Яне Собесском (1674–1696) предопределили конфессиональную политику в Речи Посполитой и в XVIII веке. После этого захват церковных земель, церковного имущества, утвари православны храмов, издевательства над православными священниками, их убийства (даже в алтаре), поругание святынь, разорение православных кладбищ и тому подобное стали обычными на всей территории Польско-Литовского государства. Только «Вечный мир» (1686), который Речь Посполитая заключила с Россией перед лицом турецкой экспансии, заставили ее отказаться от Левобережной Украины с Киевом и провозгласить свободу исповедания Православия, оставив за православными те епархии, которые им были даны при короле Владиславе IV. Правительство России получило право наблюдать за исполнением этих обещаний и ходатайствовать за православных в случае их притеснений. К Московскому Патриархату перешла часть Западнорусской митрополии, которая лежала к востоку от Днепра, вместе с Киевом. Киевское воеводство, Волынь, Подолия, Галиция и вся Беларусь остались под властью короля, и православные встретились с трудностями неизмеримо большими, чем ранее. Главной задачей конфессиональной политики правительства Речи Посполитой стало уничтожение Православия на своих землях. С этой целью было принято решение тайно заменить православных епископов униатскими, исполнителем замысла стал Львовский православный епископ Иосиф (Шумлянский), с этой целью перешедший в Православие из унии в 1667 году.
Обьясню вкраце
По Андрусовскому перемирию 1667 года территория Беларуси снова вошла в состав Польско-Литовского государства, и здесь началось восстановление позиций католической и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 года постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; православные клирики были уравнены с податными сословиями — крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные.— Авт.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений». Сейм 1673 года запретил давать шляхетство не католикам. Постановлением сейма 1676 года, подтвержденным на сеймах 1678 и 1699 гг., правосл. ставропигиальным братствам и вообще всем православным воспрещалось выезжать за границу или приезжать оттуда, сноситься с Константинопольским Патриархом и представлять на его решение дела, касающиеся веры, братства должны были или подчиниться местным епископам, или представлять дела веры на решение гражданских судов. Таким образом, если епископ принимал унию, то братства уже не в праве были обращатьться к Патриарху. Запрещением православным выезда за границу правительство Речи Посполитой намеревалось добиться полного разрыва связей православного населения страны с Москвой и Константинополем. По закону 1697 года, в судебное делопроизводство на территории ВКЛ был введен польский язык вместо «русского». Сейм 1699 г. постановил, что только «мещане правдивые униаты исключительно к занятию выборных магистратских должностей» Эти решения, принятык при королях Михаиле Вишневецком (1669–1673) и Яне Собесском (1674–1696) предопределили конфессиональную политику в Речи Посполитой и в XVIII веке. После этого захват церковных земель, церковного имущества, утвари православны храмов, издевательства над православными священниками, их убийства (даже в алтаре), поругание святынь, разорение православных кладбищ и тому подобное стали обычными на всей территории Польско-Литовского государства. Только «Вечный мир» (1686), который Речь Посполитая заключила с Россией перед лицом турецкой экспансии, заставили ее отказаться от Левобережной Украины с Киевом и провозгласить свободу исповедания Православия, оставив за православными те епархии, которые им были даны при короле Владиславе IV. Правительство России получило право наблюдать за исполнением этих обещаний и ходатайствовать за православных в случае их притеснений. К Московскому Патриархату перешла часть Западнорусской митрополии, которая лежала к востоку от Днепра, вместе с Киевом. Киевское воеводство, Волынь, Подолия, Галиция и вся Беларусь остались под властью короля, и православные встретились с трудностями неизмеримо большими, чем ранее. Главной задачей конфессиональной политики правительства Речи Посполитой стало уничтожение Православия на своих землях. С этой целью было принято решение тайно заменить православных епископов униатскими, исполнителем замысла стал Львовский православный епископ Иосиф (Шумлянский), с этой целью перешедший в Православие из унии в 1667 году.