Правителем государства был каган. После кагана иерархия должностей была следующая: буйрук (советник), бойла (чиновник, утверждающий приговоры), йарган (исполнитель указов). Дети кагана — тегины (ханзада), иналы (внуки, племянники кагана) считались членами ставки, были обязаны прилагать все свои возможности для честного и добросовестного служения во благо государства. Местная власть — тутук, таркан, бий, тутун — подчинялись центральной власти. По всем вопросам жизнедеятельности вверенных им территорий они несли личную ответственность перед каганом.
Каган Титул главы государства, начал использоваться у кыргызов с VI века. Этот титул использовали правители, полномочные регулировать правовые вопросы. Например, Билге-ка- ган, Бумын-каган, Барсбек-каган.
Ажо Первоначальное название титула правителя государства.
Хан Так в исторических источниках назывались правители кыргызов.
Бек, джабгу.элтебер, шад • прием иностранных послов;
• установление размера налогов и платежей;
• избрание предводителей племен для решения вопросов войны и мира.
Государство состояло из шести племенных объединений, которые назывались алты будун. Каждый бу дун возглавлял бек. Кроме того, в государстве был титул эге, его носило должностное лицо, выполнявшее обязанности советника главы центральной и местной власти. Контроль за выполнением законов государства осуществлялся чиновником чжи аш, вопросы статистики контролировались специальным секретариатом чжан аш. Реализацию налоговой политики осуществляли тарканы. Все население платило центру налоги.
Первое место Второе место Третье
место
Последующее
место
Каган — правитель государства Буйрук (советник) Бойла (чиновник, утверждающий приговоры) Йарган (исполнитель указов)
Тегины (ханзада ) — дети кагана
Иналы (внуки, племянники кагана) являлись членами ставки.
Армию возглавляли сангуны (генералы). Каждый достигший совершеннолетия мужчина обязан был служить в армии.
Меры по объединению государства. Для общественного сознания, религиозных верований древних кыргызов были присущи самые разные направления. Однако в каганате была сильная государственная власть, основу которой составляли интересы народа и каганата. Без таких объединяющих начал вряд ли мог быть образован каганат. Эго обеспечивало единство и согласие, позволяло устранять конфликты, возникающие между социальными слоями. На основе государственных интересов формировалось этническое самосознание, возвеличивающее кыргызский этнос, кыргызскую культуру, армию. В тот период это позволило кыргызам сгруппировать все экономические и человеческие духовные возможности и ресурсы вокруг интересов государства. И поэтому кыргызы мужественно боролись с оружием в руках за независимость государства, отдавали за свободу и правителя государства свою жизнь.
Чтобы укреплять государственность и единство в обществе, представители правящих слоев общества стремились быть в согласии друг с другом. Беки, призывая народ к единству и миру, соблюдать установленные законы, осуществляли тем самым и воспитательную функцию. На эпитафиях часто встречаются назидательные призывы: «Служите хану верой и правдой», «Живите в согласии», «Будьте мужественными» и т. д.
Таким образом, в эпитафиях не только прославлялись мужество и победы погибшего воина, но они тоже играли воспитательную роль, так как содержали обращения нравственно-этического характера к живым современникам: самоотверженно трудиться на благо государства и достигать таким образом большого почета, авторитета, создавать самим свое счастье. Многие из духовных ценностей древних кыргызов не потеряли своей актуальности и сегодня, продолжая занимать свое место в нашей жизни
Правителем государства был каган. После кагана иерархия должностей была следующая: буйрук (советник), бойла (чиновник, утверждающий приговоры), йарган (исполнитель указов). Дети кагана — тегины (ханзада), иналы (внуки, племянники кагана) считались членами ставки, были обязаны прилагать все свои возможности для честного и добросовестного служения во благо государства. Местная власть — тутук, таркан, бий, тутун — подчинялись центральной власти. По всем вопросам жизнедеятельности вверенных им территорий они несли личную ответственность перед каганом.
Каган Титул главы государства, начал использоваться у кыргызов с VI века. Этот титул использовали правители, полномочные регулировать правовые вопросы. Например, Билге-ка- ган, Бумын-каган, Барсбек-каган.
Ажо Первоначальное название титула правителя государства.
Хан Так в исторических источниках назывались правители кыргызов.
Бек, джабгу.элтебер, шад • прием иностранных послов;
• установление размера налогов и платежей;
• избрание предводителей племен для решения вопросов войны и мира.
Государство состояло из шести племенных объединений, которые назывались алты будун. Каждый бу дун возглавлял бек. Кроме того, в государстве был титул эге, его носило должностное лицо, выполнявшее обязанности советника главы центральной и местной власти. Контроль за выполнением законов государства осуществлялся чиновником чжи аш, вопросы статистики контролировались специальным секретариатом чжан аш. Реализацию налоговой политики осуществляли тарканы. Все население платило центру налоги.
Первое место Второе место Третье
место
Последующее
место
Каган — правитель государства Буйрук (советник) Бойла (чиновник, утверждающий приговоры) Йарган (исполнитель указов)
Тегины (ханзада ) — дети кагана
Иналы (внуки, племянники кагана) являлись членами ставки.
Армию возглавляли сангуны (генералы). Каждый достигший совершеннолетия мужчина обязан был служить в армии.
Меры по объединению государства. Для общественного сознания, религиозных верований древних кыргызов были присущи самые разные направления. Однако в каганате была сильная государственная власть, основу которой составляли интересы народа и каганата. Без таких объединяющих начал вряд ли мог быть образован каганат. Эго обеспечивало единство и согласие, позволяло устранять конфликты, возникающие между социальными слоями. На основе государственных интересов формировалось этническое самосознание, возвеличивающее кыргызский этнос, кыргызскую культуру, армию. В тот период это позволило кыргызам сгруппировать все экономические и человеческие духовные возможности и ресурсы вокруг интересов государства. И поэтому кыргызы мужественно боролись с оружием в руках за независимость государства, отдавали за свободу и правителя государства свою жизнь.
Чтобы укреплять государственность и единство в обществе, представители правящих слоев общества стремились быть в согласии друг с другом. Беки, призывая народ к единству и миру, соблюдать установленные законы, осуществляли тем самым и воспитательную функцию. На эпитафиях часто встречаются назидательные призывы: «Служите хану верой и правдой», «Живите в согласии», «Будьте мужественными» и т. д.
Таким образом, в эпитафиях не только прославлялись мужество и победы погибшего воина, но они тоже играли воспитательную роль, так как содержали обращения нравственно-этического характера к живым современникам: самоотверженно трудиться на благо государства и достигать таким образом большого почета, авторитета, создавать самим свое счастье. Многие из духовных ценностей древних кыргызов не потеряли своей актуальности и сегодня, продолжая занимать свое место в нашей жизни