жить в одиночку нелегко. поэтому крестьяне одной или нескольких соседних деревень объединялись в общину. на общинном сходе решались все важнейшие вопросы, если они не затрагивали интересов сеньора. община определяла, какое поле засеять яровыми, а какое — озимыми. община распоряжалась угодьями: лесом, пастбищем, сенокосом, рыбными ловлями. все это в отличие от пахотной земли не делилось между отдельными семьями, а было общим. община бедным, вдовам, сиротам, защищала тех, кого обидели какие-нибудь чужаки. община порой распределяла между отдельными дворами повинности, которые назначал деревне ее сеньор. община часто выбирала своего старосту, строила церковь, содержала священника, следила за состоянием дорог и вообще за порядком на своих землях. деревенские праздники также устраивались по большей части на средства общины. свадьба или похороны кого-либо из крестьян были делом, в котором участвовали все общинники. самое страшное наказание для провинившегося — изгнание из общины. такой человек — изгой лишался всех прав и не пользовался ничьей защитой. судьба его почти всегда складывалась печально.
жить в одиночку нелегко. поэтому крестьяне одной или нескольких соседних деревень объединялись в общину. на общинном сходе решались все важнейшие вопросы, если они не затрагивали интересов сеньора. община определяла, какое поле засеять яровыми, а какое — озимыми. община распоряжалась угодьями: лесом, пастбищем, сенокосом, рыбными ловлями. все это в отличие от пахотной земли не делилось между отдельными семьями, а было общим. община бедным, вдовам, сиротам, защищала тех, кого обидели какие-нибудь чужаки. община порой распределяла между отдельными дворами повинности, которые назначал деревне ее сеньор. община часто выбирала своего старосту, строила церковь, содержала священника, следила за состоянием дорог и вообще за порядком на своих землях. деревенские праздники также устраивались по большей части на средства общины. свадьба или похороны кого-либо из крестьян были делом, в котором участвовали все общинники. самое страшное наказание для провинившегося — изгнание из общины. такой человек — изгой лишался всех прав и не пользовался ничьей защитой. судьба его почти всегда складывалась печально.