Сибирь - золотое дно. О поверьях и быте Древней Руси Жил в лесе, а пеньям кланялся.
Был бы лес, будет и леший.
Было бы болото, а черти найдутся.
Кто с дерева убился - бортник, кто утонул - рыболов, в поле лежит - служивый человек.
Не погнеши пчел, меду не едать.
Мать сыра земля - говорить нельзя.
те годы, когда богов были полны огороды, теперь чесноку и луку не кланяются. О государственных и военных событиях русской истории Путята* крести мечом, а Добрыня** огнем. *Путята - киевский тысяцкий при великом князе Владимире Святославиче, участвовавший (990) в крещении Новгорода Великого. **Добрыня (X в.), воевода князя Владимира Святославича (978—1015), новгородский посадник.
Где хан, тут и орда.
Как будто после Мамаева побоища (Здесь как будто Мамай воевал).
На одном вече да не одни речи.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Погиб, как швед под Полтавой!
Приехал Кутузов бить французов.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
Был Неопален, а из Москвы вышел опален.
Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы - ружье.
От копеечной свечи Москва сгорела. О крепостническом труде крестьян и барах-крепостниках Тело государево, душа божья, а спина барская.
Белые руки чужие труды любят.
Сытый голодного не разумеет.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На одно солнце глядим, да не одно едим.
В лесу лес неравен, в миру - люди.
Доля есть да воли нет.
Неволя счастья не даст.
Раздень меня, разуй меня, уложи меня, накрой меня, а там поди - усну я сам.
Барская хворь - мужицкое здоровье.
Крестьянскими мозолями и бары сыто живут.
Охота боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят...
Дворянский сын умыл ручки да за стол.
Ешь, медведь, барина, оба не надобны.
Барской работы не переработаешь.
Дело не медведь, в лес не убежит.
Не будет пахотника, не будет и бархатника.
Князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.
Вольность всего милее.
Будет и на нашей улице праздник. О духовенстве и религии Родись, крестись, женись и умирай - за все попу денежки подай.
У попа глаза завидущие, руки загребущие.
Попово брюхо из семи аршин сшито.
Попу на Руси, что коту на печи.
Богу слава, а попу каравай сала.
У попа да захотел ты кутьи.
Монах - не кот, молока не пьет, а вина только подавай. Игумен - за чарку, а братья - за стакан.
Жить - родине служить.
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.
Человек без родины, что соловей без песни.
Чужбина - калина, родина - малина.
Где кто родится, там и пригодится.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
На родной стороне и камешек знаком.
За морем веселье да чужое, а у нас и горе да сво.
На чужой сторонушке рад и родной воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Матушка Москва белокаменная
Москва - золотые маковки.
Ярославль-городок Москвы уголок.
Сибирь - золотое дно.
О поверьях и быте Древней Руси
Жил в лесе, а пеньям кланялся.
Был бы лес, будет и леший.
Было бы болото, а черти найдутся.
Кто с дерева убился - бортник, кто утонул - рыболов, в поле лежит - служивый человек.
Не погнеши пчел, меду не едать.
Мать сыра земля - говорить нельзя.
те годы, когда богов были полны огороды, теперь чесноку и луку не кланяются.
О государственных и военных событиях русской истории
Путята* крести мечом, а Добрыня** огнем.
*Путята - киевский тысяцкий при великом князе Владимире Святославиче, участвовавший (990) в крещении Новгорода Великого.
**Добрыня (X в.), воевода князя Владимира Святославича (978—1015), новгородский посадник.
Где хан, тут и орда.
Как будто после Мамаева побоища (Здесь как будто Мамай воевал).
На одном вече да не одни речи.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Погиб, как швед под Полтавой!
Приехал Кутузов бить французов.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
Был Неопален, а из Москвы вышел опален.
Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы - ружье.
От копеечной свечи Москва сгорела.
О крепостническом труде крестьян и барах-крепостниках
Тело государево, душа божья, а спина барская.
Белые руки чужие труды любят.
Сытый голодного не разумеет.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На одно солнце глядим, да не одно едим.
В лесу лес неравен, в миру - люди.
Доля есть да воли нет.
Неволя счастья не даст.
Раздень меня, разуй меня, уложи меня, накрой меня, а там поди - усну я сам.
Барская хворь - мужицкое здоровье.
Крестьянскими мозолями и бары сыто живут.
Охота боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят...
Дворянский сын умыл ручки да за стол.
Ешь, медведь, барина, оба не надобны.
Барской работы не переработаешь.
Дело не медведь, в лес не убежит.
Не будет пахотника, не будет и бархатника.
Князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.
Вольность всего милее.
Будет и на нашей улице праздник.
О духовенстве и религии
Родись, крестись, женись и умирай - за все попу денежки подай.
У попа глаза завидущие, руки загребущие.
Попово брюхо из семи аршин сшито.
Попу на Руси, что коту на печи.
Богу слава, а попу каравай сала.
У попа да захотел ты кутьи.
Монах - не кот, молока не пьет, а вина только подавай. Игумен - за чарку, а братья - за стакан.
Нечего тому богу молиться, кой не милует.
Из одного дерева и икона и лопата.
Молебен пет, а пользы нет.
Молись, а сам не плошись.
Бог-то бог, да ты сам не будь плох.