Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.
Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются
и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»[1]
Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.
Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“.
Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“. Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“. К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». „Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“)[2], французского – Адольфа Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.
В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев.
Приводим краткие сведения об отдельных исполнителях устного народного творчества. Одной из наиболее ярких фигур среди сказителей XIX века является Трофим Григорьевич Рябинин, крестьянин деревни Середка Кижской волости Олонецкой губернии.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.
Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются
и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»[1]
Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.
Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“.
Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“. Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“. К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». „Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“)[2], французского – Адольфа Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.
В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев.
Объяснение: