Конское снаряжение из погребений Тасмолинской культуры представлено удилами и псалиями различных форм. Характерными для тасмолинской культуры являются удила: со стремевидными окончаниями и дополнительным отверстием; со стремевидными окончаниями, но без дополнительного отверстия; со стремевидно-прямоугольными окончаниями; кольчатые. Псалии также разнообразны по форме: трехдырчатые роговые и костяные; двудырчатые крючковидные; трехдырчатые бронзовые, железные и с золотой инкрустацией; трехпетельчатые. Источник происхождения удил и псалиев, видимо, следует искать в Закавказье и Передней Азии, где в конце II — начале I тыс. до н. э. бытовали самые различные виды этого снаряжения. На самых ранних из них, изготовленных из кости, удила и псалии составляли единое целое.
Бронзовые ножи двух типов: с кольчатым в виде кольца навершием рукояти и без выделенной рукояти. Второй тип известен еще с бронзового века. Железные ножи повторяют форму бронзовых, но появляются они лишь на втором этапе тасмолинской культуры.
Круглые бронзовые зеркала представлены несколькими типами: с высоким бортиком по краю диска и петлей посередине; с петлей в центре диска; с фигурной ручкой; с сильно выступающей ручкой; с боковой петлей и прямоугольным выступом. Первый тип — наиболее ранний и встречается не позже VI в. до н. э. Зеркала с рукоятью появляются в V в. до н. э. Среди десятков экземпляров типовых зеркал встречаются и единичные. Так, у зеркала из могильника Карамурун I рукоятка оканчивается изображением голов двух козлов.
Есть в погребениях каменные жертвенники, выполненные из песчаника, в виде овальных и круглых чаш на ножках.
Одной из наиболее распространенных находок являются глиняные сосуды. Большинство их имеет прямые или чуть отогнутые наружу венчики, плавно переходящие в полусферическое тулово с плоским дном. Все без исключения сосуды выполнены методом ручной ленточной лепки. В глиняную массу примешивали толченый гранит и кварцевый песок. Большая слоистость теста говорит о низком качестве обжига.
Конское снаряжение из погребений Тасмолинской культуры представлено удилами и псалиями различных форм. Характерными для тасмолинской культуры являются удила: со стремевидными окончаниями и дополнительным отверстием; со стремевидными окончаниями, но без дополнительного отверстия; со стремевидно-прямоугольными окончаниями; кольчатые. Псалии также разнообразны по форме: трехдырчатые роговые и костяные; двудырчатые крючковидные; трехдырчатые бронзовые, железные и с золотой инкрустацией; трехпетельчатые. Источник происхождения удил и псалиев, видимо, следует искать в Закавказье и Передней Азии, где в конце II — начале I тыс. до н. э. бытовали самые различные виды этого снаряжения. На самых ранних из них, изготовленных из кости, удила и псалии составляли единое целое.
Бронзовые ножи двух типов: с кольчатым в виде кольца навершием рукояти и без выделенной рукояти. Второй тип известен еще с бронзового века. Железные ножи повторяют форму бронзовых, но появляются они лишь на втором этапе тасмолинской культуры.
Круглые бронзовые зеркала представлены несколькими типами: с высоким бортиком по краю диска и петлей посередине; с петлей в центре диска; с фигурной ручкой; с сильно выступающей ручкой; с боковой петлей и прямоугольным выступом. Первый тип — наиболее ранний и встречается не позже VI в. до н. э. Зеркала с рукоятью появляются в V в. до н. э. Среди десятков экземпляров типовых зеркал встречаются и единичные. Так, у зеркала из могильника Карамурун I рукоятка оканчивается изображением голов двух козлов.
Есть в погребениях каменные жертвенники, выполненные из песчаника, в виде овальных и круглых чаш на ножках.
Одной из наиболее распространенных находок являются глиняные сосуды. Большинство их имеет прямые или чуть отогнутые наружу венчики, плавно переходящие в полусферическое тулово с плоским дном. Все без исключения сосуды выполнены методом ручной ленточной лепки. В глиняную массу примешивали толченый гранит и кварцевый песок. Большая слоистость теста говорит о низком качестве обжига.
Объяснение: