Е́ресь (др. -греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины Архиепископ Феофа́н (в миру Елисей, по другим сведениям ЕлеазарПрокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября1736, Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Православной Российской церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего правительствующего синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Православной Российской церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Архиепископ Феофа́н (в миру Елисей, по другим сведениям ЕлеазарПрокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября1736, Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Православной Российской церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего правительствующего синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Православной Российской церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра
Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.