№ 4 Обратимся к одному из центральных эпизодов мифа об Орфее – его попытке вернуть Эвридику из царства Аида. Этот сюжет часто изображался в живописи: художники могли показать мрачное и фантастическое пространство подземного мира, бесплотные тени умерших, страшного Цербера и увлечённых игрой Орфея Аида и Персефону. Но в задании собраны три скульптуры, выполненные на этот сюжет.
 Самое раннее – античный рельеф, изображающий Орфея, Эвридику и Гермеса, уже взявшего женщину за руку, чтобы вернуть её в царство умерших. Это греческая копия 1 века до н.э. с греческой же скульптуры второй половины 5 века до н.э., возможно, выполненной учеником Фидия. У нас нет точных сведений о назначении этого рельефа: он мог служить надгробным памятником, монументом, знаменующим победу в театральном состязании, а мог украшать алтарь двенадцати олимпийских богов на агоре в Афинах. (Надписи над рельефом появились в более позднее время, когда изображённый сюжет был перепутан с иным. Гермес и Орфей на рельефе опознаются благодаря атрибутам: у Гермеса характерная широкополая шляпа за плечами, а у Орфея фракийская шапка на голове и лира в руках.)
 В эпоху Нового времени, во второй половине XVIII века к этому сюжету обратился молодой итальянский скульптор Антонио Канова (1757–1822). Он выполнил скульптурную группу «Орфей и Эвридика» в 1776 году. Это первое произведение на античный мифологический сюжет принесло ему известность, новые заказы и стало первой победой в триумфальном пути скульптора.
 В 1893 году, будучи уже очень прославленным скульптором, свой вариант «Орфея и Эвридики» создаёт Огюст Роден (1840–1917). Для него этот сюжет – один из вариантов важнейшей темы всего творчества – любви между мужчиной и женщиной.
 Гермес, Эвридика и Орфей.
 Рельеф 50 г. до н.э. с греческого оригинала 430–420 гг. до н.э. Лувр
 Антонио Канова
 Орфей и Эвридика, 1776
 А. Канова. Орфей и Эвридика. 1776
 Музей Коррер. Венеция
 Огюст Роден
 Орфей и Эвридика. 1893
 Огюст Роден
 Орфей и Эвридика. 1893, Фрагмент
 Посмотрите на три скульптурных произведения и постарайтесь сравнить их, последовательно отвечая на ряд вопросов.
 На чём сосредотачивает наше внимание мастер, запечатлевая этот сюжет именно в скульптуре?
 Как выбор материала (мрамор) влияет на интерпретацию сюжета и образ героев?
 Какой момент истории Орфея и Эвридики выбирает каждый из скульпторов?
 Какие герои и атрибуты участвуют в композиции и как они влияют на её смысл?
 Как соотнесены фигуры друг с другом? Особое внимание обратите на позы, жесты и мимику героев. Какие эмоции они выражают?
 На каких линиях и геометрических фигурах основана композиция каждого из произведений?
 Почему Канова решает свою композицию как две отдельные скульптуры, стоящие на расстоянии, а Роден оставляет в законченном произведении «шубу камня» – шероховатый блок мрамора, из которого он высекает фигуры?
 Как меняются позы героев и восприятие всей сцены от смены точки зрения?
 Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (80–100 слов1) на тему «Образ Орфея и Эвридики в греческом рельефе и скульптурах Антонио Кановы и Огюста Родена».
 1Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.
 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННОГО РАССУЖДЕНИЯ
 Критерии оценки письменного рассуждения выстроены таким образом, чтоб в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.
 При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями.
 А. Интерпретация и понимание
 Работа демонстрирует участника последовательно и обоснованно:
 — сравнивать разнородные тексты;
 — видеть глубокие смыслы;
 — делать тонкие наблюдения для их выявления;
 — привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.
 Максимальный : 18. Шкала оценок: 0–6–14–18.
 B. Создание текста
 В работе присутствуют:
 — постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т.п.);
 — композиционная стройность, логичность повествования;
 — стилистическая однородность;
 Максимальный : 9. Шкала оценок: 0–3–7–9.
 C. Грамотность
 В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.
 Максимальный : 5. Шкала оценок: 0–3–4–5.
 Решение