Большим духовным авторитетом среди верующих русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский 1829-1908.На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте,где ежедневно, без выходных,совершал божественную литургию.День за днем он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церкви толпы людей, желавших его услышать. Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. несмотря на огромный поток посетителей, в о встрече и он не отказывал никому. В Кронштадте отец Иоанн создал дом трудолюбия, где ежедневно кормили до тысячи нищих и голодных.При доме священника была создана больница и школы для детей из бедных семей. Многочисленные пожертвования, которые он получил ежедневно, раздавались на благотворительные цели. Авторитет Иоанна Кронштадтского был настолько велик по всей стране, что в любой его поездке в глубинку его приветствовали и сопровождали тысячи верующих.святитель Иоанн был близок к царскому двору он пользовался уважением и авторитетом у Александра lll, а затем и у семьи последнего русского императора Николая ll.
Какой можно сделать вывод
НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
1. Религиозная политика Александра III
При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.
Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.
Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных юбилеев.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров. Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями. В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы.
В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.
В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.