1. Проблемные во Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
 - Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?
 - Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?
 - Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?
 - Почему в битве не принял участие архиепископский полк? (Польско-Литовское государство - католическое; сближение с ним - измена православию)
 - Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?
 - В чем смысл спора о титуловании великого князя "господин" или "государь"? Какие требования предъявил Иван III Новгороду в 1478 г.?
 - Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?
 - Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства? 
 - В чем состоит историческое значение "стояния на Угре"? (Ахмат не решился перейти реку и вступить в сражение. Его отступление означало обретение независимости Русским государством)
 - Как отразилась победа Москвы над Ордой на внутренней ситуации в стране? (Укрепление авторитета великого князя)
 - Подумайте, как свержение ордынского ига должно было повлиять на международное положение государства?
 - Какие территории вошли в состав Московского государства при сыне Ивана III - Василии III? (проверка таблицы)
 - С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?
 - Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).
 - Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")
 - Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)
 - Каково происхождение герба Российского государства?
 "Управление Российским государством" (- Каковы ее сильные и слабые стороны?).
 Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.
 - Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
 - Что вы считаете главным достижением правления Ивана III?
 - Какая информация на уроке вызвала наибольший интерес?
 - Какие во вызвали затруднение?
 Творческие задания (по выбору):
 1) "Иван III - "Создатель российского государства". Изучите мнения историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Проанализируйте качества Ивана III как политика и государственного деятеля. С кем из известных государственных деятелей России и Европы можно его сравнить?
 2) "Державный орел". Соберите информацию о различных версиях происхождения герба Российского государства, его символов.
 Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.