Прочитайте текст. Выполните задания после текста
(1)Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(2) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(3) Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (4) Больше того… (5) Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. (6)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных во богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
(7) Интеллигентность, несомненно, не только в знаниях, а в к пониманию другого. (8) Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
(9) Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (10) Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
(11) Интеллигентность – это к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(По Д.С.Лихачёву)
А) Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Напишите заглавие на свободной строчке.
Б) Укажите правильное суждение о тексте.
1) Тип речи –повествование.
2) Цель данного текста - воздействие на читателя.
3) Стиль речи -официально-деловой.
4) В тексте поднимается социальная проблема.
В) На какой во в тексте НЕТ ответа?
1) Почему интеллигентность связана с заповедью долголетия?
2) Может ли необразованный человек быть интеллигентным?
3) В чём проявляется интеллигентность?
4) Как крестьяне на русском Севере относились к чужой радости?
Г) Из предложений №№ 7 – 8 выпишите вставные конструкции.
Д) В четвёртом абзаце найдите предложение, в котором есть вводное слово. Напишите номер этого предложения.
Е) Они соблюдали УДИВИТЕЛЬНУЮ чистоту в своих домах…
Как называется средство выразительности, использованное в этом предложении?
3. Найдите предложение с вставной конструкцией:
А) Дитя моё, ты нездорова.
Б) Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова.
В) Нет, дело это ещё будет иметь продолжение.
Г) Иванов (он был инженером) всегда интересовался техникой.
4. Определите группы слов, не связанные с предложениями, расставьте знаки препинания:
1.Отпусти меня родная на широкий. 2. Она вероятно никак не ожидала нас встретить. 3. Это нужно сделать сегодня, потому что может быть завтра будет поздно. 4. Моя сестрёнка сейчас она учится в лицее любила семейные вечерние чаепития. 5. Ах как пахнет эта роза. 6. Нет не бывать войне!
5.В каком предложении используется рас обращение?
1) Сын мой Петруша! Ты нас о родительском нашем благословении.
2) О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
3) В каждом сердце возникает, -
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!
4)Зачем вы здесь?
6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прощай (1) моя родина! Север(2)прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки(3) останусь я сыном твоим!
Прощайте(4) вершины под кровлей снегов,
Прощайте(5)долины и скаты лугов,
Прощайте(6)поникшие в бездну леса,
Прощайте(7) потоков лесных голоса.
7. Творческое списывание: В данные предложения ввести вводные слова с различными значениями.
1. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3. Правильный выбор профессии – важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен оставить после себя след на земле.
Б) Правильное суждение о тексте: 4) В тексте поднимается социальная проблема. В тексте обсуждается разница между образованностью и интеллигентностью, призывается быть интеллигентным не только в плане знаний, но и в понимании, терпимости и уважении к другим людям и окружающей среде.
В) Вопрос, на который в тексте НЕТ ответа: 1) Почему интеллигентность связана с заповедью долголетия? В тексте не затрагивается вопрос связи интеллигентности с долголетием.
Г) Вставные конструкции в предложениях № 7-8: "не только в знаниях" и "это тоже мусор, и еще какой!".
Д) Предложение с вводным словом: № 9) "Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны." В этом предложении вводное слово - "которые".
Е) Средство выразительности, используемое в предложении "Они соблюдали УДИВИТЕЛЬНУЮ чистоту в своих домах…" - это эпитет, который усиливает значение слова "чистоту".
3. Предложение с вставной конструкцией: Б) "Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова."
4. Группы слов, не связанные с предложениями, их пунктуация:
1. "Отпусти меня, родная, на широкий."
2. "Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить."
3. "Это нужно сделать сегодня, потому что, может быть, завтра будет поздно."
4. "Моя сестрёнка, сейчас она учится в лицее, любила семейные вечерние чаепития."
5. "Ах, как пахнет эта роза!"
6. "Нет, не бывать войне!"
5. Предложение с обращением: 3) "В каждом сердце возникает, - И томит, и увлекает, Образ твой, Весна!"
6. Знаки препинания в тексте:
Прощай, (1) моя родина! Север, (2) прощай, - Отечество славы и доблести край. Навеки, (3) останусь я сыном твоим!
Прощайте, (4) вершины под кровлей снегов, Прощайте, (5) долины и скаты лугов, Прощайте, (6) поникшие в бездну леса, Прощайте, (7) потоков лесных голоса.
7. Творческое списывание: В данные предложения вводятся вводные слова с различными значениями.
1. Разрушает организм человека курение.
2. Спортсмены нашей школы, заняли одно из первых мест в районе.
3. Важнейший шаг в жизни молодого человека – правильный выбор профессии.
4. Человек должен оставить после себя след на земле.