Развитие и реформирование ТНК в мировой нефтедобывающей промышленности в 1980-х гг. – начале XXI в. проходило по следующим направлениям:
• приватизация национальных нефтяных компаний;
• интернационализация национальных нефтяных компаний;
• открытие доступа для международных нефтяных компаний в ранее закрытых районах, наблюдаемое в последние годы;
• конкуренция между нефтяными компаниями, принимающая новые формы, сочетая чистую конкуренцию и элементы партнерства;
• концентрация в сервисном секторе нефтяной промышленности;
• международный характер капитала – еще одна характерная черта современной нефтяной отрасли;
• все более возрастающая актуальность проблем диверсификации деятельности компаний и проблем охраны окружающей среды.
На мировых рынках нефти и газа слияние ТНК всегда являлось одним из наиболее дешевых замещения запасов и усиления конкуренто Как правило, массовые слияния происходят в периоды экономического подъема. Однако в данном случае именно неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти вызвала волну мега-слияний. При низких ценах объединение компаний является чуть ли не необходимым условием выживания. Слияния позволяют компаниям выдерживать конкуренцию не только со стороны более крупных государственных, по и более мелких производителей. Несмотря на противодействие антимонопольных комитетов крупным компаниям легче будет контролировать важнейшие нефтяные месторождения и рынки сбыта нефтепродуктов путем тайного сговора или открыто, с создания альянсов. Так, все три гиганта сотрудничают между собой в США и Европе через различные совместные предприятия.
В 1998 г., когда цена на нефть сорта "Brent" опустилась до 11 долл. за баррель, "British Petroleum" и "Аmосо" объявили о создании транснациональной компании, образующей вместе с "Exxon" и "Royal Dutch/Shcll" некий авангард, "суперлигу", значительно оторвавшуюся по большинству производственных и финансовых показателей от всех остальных негосударственных компаний (табл. 7.3). За последние же годы крупнейшие за всю историю отрасли сделки по слияниям произошли именно в 1999–2000 гг., а в последующие годы волна слияний утихла.
За последние пять лет две трети из полутора десятков крупнейших нефтяных компаний мира в той или иной степени были охвачены процессами слияний и поглощений.
В целом поскольку большая часть нефтяных ТНК в развитых странах мира имеет солидный государственный пакет, это и является определяющим фактором при экспансии указанных компаний в развивающиеся страны, в частности, на Ближний Восток. Иными словами, следствием внешней политики развитых стран является организация многомиллиардных инвестиционных проектов в развивающихся странах. На эти процессы сильно влияют и военно-политические конфликты, что можно наблюдать в последнее время на примере Ирака или Ливии.
В других отраслях мирового ТЭК наиболее представительным является производство электроэнергии, где представлены преимущественно компании развитых стран, но в первую сотню ведущих ТНК входит лишь французская компания "EDF" ("Electricite de France"), оборот которой в 2010 г. составил 87 млрд долл. Эта компания в настоящее время обслуживает электроснабжение 25 млн домов во Франции и имеет на территории страны 18 атомных электростанций. Аналогичные ТНК сформировались и в других странах (например, "Enel" в Италии, "Iberdrola" в Испании, "NTPC" в Индии, но на фоне других, более мощных ТНК их роль незначительна.
Машиностроительный комплекс является одним из крупнейших в мировой промышленности, в него входят десятки подотраслей, но крупнейшие ТНК в нем сформировались всего в нескольких отраслях (табл. 7.4).
Так, основные ТНК в мировом автомобилестроении приходятся на три страны – США, Японию и Германию. Все более важную роль в производстве легковых автомобилей и грузовиков начинают играть Китай и Южная Корея.
В мировой аэрокосмической промышленности доминируют компании из США. Ведущая компания "United Technologies" является диверсифицированной и производит не только авиационную продукцию, но и отчасти военное оборудование.
Развитие и реформирование ТНК в мировой нефтедобывающей промышленности в 1980-х гг. – начале XXI в. проходило по следующим направлениям:
• приватизация национальных нефтяных компаний;
• интернационализация национальных нефтяных компаний;
• открытие доступа для международных нефтяных компаний в ранее закрытых районах, наблюдаемое в последние годы;
• конкуренция между нефтяными компаниями, принимающая новые формы, сочетая чистую конкуренцию и элементы партнерства;
• концентрация в сервисном секторе нефтяной промышленности;
• международный характер капитала – еще одна характерная черта современной нефтяной отрасли;
• все более возрастающая актуальность проблем диверсификации деятельности компаний и проблем охраны окружающей среды.
На мировых рынках нефти и газа слияние ТНК всегда являлось одним из наиболее дешевых замещения запасов и усиления конкуренто Как правило, массовые слияния происходят в периоды экономического подъема. Однако в данном случае именно неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти вызвала волну мега-слияний. При низких ценах объединение компаний является чуть ли не необходимым условием выживания. Слияния позволяют компаниям выдерживать конкуренцию не только со стороны более крупных государственных, по и более мелких производителей. Несмотря на противодействие антимонопольных комитетов крупным компаниям легче будет контролировать важнейшие нефтяные месторождения и рынки сбыта нефтепродуктов путем тайного сговора или открыто, с создания альянсов. Так, все три гиганта сотрудничают между собой в США и Европе через различные совместные предприятия.
В 1998 г., когда цена на нефть сорта "Brent" опустилась до 11 долл. за баррель, "British Petroleum" и "Аmосо" объявили о создании транснациональной компании, образующей вместе с "Exxon" и "Royal Dutch/Shcll" некий авангард, "суперлигу", значительно оторвавшуюся по большинству производственных и финансовых показателей от всех остальных негосударственных компаний (табл. 7.3). За последние же годы крупнейшие за всю историю отрасли сделки по слияниям произошли именно в 1999–2000 гг., а в последующие годы волна слияний утихла.
За последние пять лет две трети из полутора десятков крупнейших нефтяных компаний мира в той или иной степени были охвачены процессами слияний и поглощений.
В целом поскольку большая часть нефтяных ТНК в развитых странах мира имеет солидный государственный пакет, это и является определяющим фактором при экспансии указанных компаний в развивающиеся страны, в частности, на Ближний Восток. Иными словами, следствием внешней политики развитых стран является организация многомиллиардных инвестиционных проектов в развивающихся странах. На эти процессы сильно влияют и военно-политические конфликты, что можно наблюдать в последнее время на примере Ирака или Ливии.
В других отраслях мирового ТЭК наиболее представительным является производство электроэнергии, где представлены преимущественно компании развитых стран, но в первую сотню ведущих ТНК входит лишь французская компания "EDF" ("Electricite de France"), оборот которой в 2010 г. составил 87 млрд долл. Эта компания в настоящее время обслуживает электроснабжение 25 млн домов во Франции и имеет на территории страны 18 атомных электростанций. Аналогичные ТНК сформировались и в других странах (например, "Enel" в Италии, "Iberdrola" в Испании, "NTPC" в Индии, но на фоне других, более мощных ТНК их роль незначительна.
Машиностроительный комплекс является одним из крупнейших в мировой промышленности, в него входят десятки подотраслей, но крупнейшие ТНК в нем сформировались всего в нескольких отраслях (табл. 7.4).
Так, основные ТНК в мировом автомобилестроении приходятся на три страны – США, Японию и Германию. Все более важную роль в производстве легковых автомобилей и грузовиков начинают играть Китай и Южная Корея.
В мировой аэрокосмической промышленности доминируют компании из США. Ведущая компания "United Technologies" является диверсифицированной и производит не только авиационную продукцию, но и отчасти военное оборудование.