Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль
Оки» из цикла «Крохотки», написанного в 1958 — 1963 годах. Сформулируйте его тему.
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать,
чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он
Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми
и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройны.
ми, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой по
вседневностью они издалека-издалека кивают друг другу, они и
сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому
небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья,
никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и са
мой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из
Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты вхо-
дишь в село и узнаёшь, что не живые убитые приветствовали тебя
издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол
зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в рас-
щелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то
свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смы-
ты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался
звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал
он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мыс-
вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном толь-
ко старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четы-
ре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё
своё лучшее, всё своё понимание жизни.
2) Найдите и выпишите ключевые слова текста. Назовите тематические груп-
пы, к которым они относятся.
3) Как вы понимаете смысл двух последних абзацев текста? Какую проблему
рассматривает автор? Что, по вашему мнению, он хотел сказать?
4) Согласны ли вы с мнением А. И. Солженицына? Выскажите свою точку зре
ния. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по основной проблеме текста.
ЛИ -
Объяснение:
а ты сама написала?