Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — большой цикл. Три первые сказки были опубликованы в «Отечественных записках» в 1869 году: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик». С 1883 по 1886 год Щедрин написал еще 29 сказок. Нелегальное издание появилось в 1884 году с подзаголовком «Сказки для детей изрядного возраста». Разрешенное издание вышло в свет в 1886 году и содержало 23 сказки.
Первые три сказки создавались одновременно с «Господами Головлевыми», и их темы перекликаются с главными темами романа: нравственная деградация, проблема отчуждения и трагедия проснувшейся совести.
29 сказок, которые создавались позже, в 1880-е годы, очень разнообразны по темам и образам. Щедрин сатирически изображает тупых, невежественных, злых правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), трудолюбивый, но слишком покорный народ («Коняга»), современные общественные идеи («Либерал», «Карась-идеалист»), нравственные пороки («Гиена», «Премудрый пискарь»).
Многие образы созданы на основе народных сказок о животных. В русских сказках волк жадный и злой, лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глупый и злой или, наоборот, добродушный, но всегда глуповатый. В сказке «Медведь на воеводстве» в образе медведя Салтыков-Щедрин представил несправедливого чиновника, который безжалостно истребляет неугодных, притесняет народ, уничтожает просвещение. Топтыгины сменяют один другого, и каждый продолжает беспредел и беззаконие в лесу.
Кроме того, сатирик в своих «Сказках» воспроизводил и языковой строй фольклорных произведений: сказочные зачины «жил-был», «в некотором царстве, в некотором государстве», обороты «стал жить да поживать», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Фольклорный язык и персонажи сочетаются с современными понятиями и лексикой, что создает комический эффект.
Первые три сказки создавались одновременно с «Господами Головлевыми», и их темы перекликаются с главными темами романа: нравственная деградация, проблема отчуждения и трагедия проснувшейся совести.
29 сказок, которые создавались позже, в 1880-е годы, очень разнообразны по темам и образам. Щедрин сатирически изображает тупых, невежественных, злых правителей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), трудолюбивый, но слишком покорный народ («Коняга»), современные общественные идеи («Либерал», «Карась-идеалист»), нравственные пороки («Гиена», «Премудрый пискарь»).
Многие образы созданы на основе народных сказок о животных. В русских сказках волк жадный и злой, лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глупый и злой или, наоборот, добродушный, но всегда глуповатый. В сказке «Медведь на воеводстве» в образе медведя Салтыков-Щедрин представил несправедливого чиновника, который безжалостно истребляет неугодных, притесняет народ, уничтожает просвещение. Топтыгины сменяют один другого, и каждый продолжает беспредел и беззаконие в лесу.
Кроме того, сатирик в своих «Сказках» воспроизводил и языковой строй фольклорных произведений: сказочные зачины «жил-был», «в некотором царстве, в некотором государстве», обороты «стал жить да поживать», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Фольклорный язык и персонажи сочетаются с современными понятиями и лексикой, что создает комический эффект.