Гомель – город в Белоруссии, административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения город Белоруссии.Этот город один из древнейших городов Белоруссии, который возник в конце 1-го тысячелетия н. э. на земле радимичей. Его детинец располагался на мысу, образованном правым берегом реки Сож и левым берегом впадающего в Сож ручья Гомиюк. Это был Гомий, прародитель нынешнего Гомеля.
Впервые Гомоль был упомянут в летописи под названием Гомий в 1142 г. В 1335 г. город вошёл в состав Великого княжества Литовского, в 1569 году в состав Польши, а в 1772 году в состав России.
Происхождение города Начало летописной истории города Гомель в составе русско-литовского княжества Гомельские правители Гомельские правители (список) Очерк Гомеля 1900 г. Гомель в 1890-1890 гг. Население города Происхождение Гомеля относится к незапамятным векам.
Как все древнейшие города, он не помнить года своего основания, так как возник еще в то время, когда люди не знали ни письменности ни летосчисления; вернее всего, что начало его было положено одной, двумя хижинами каких-нибудь полудиких звероловов или рыбаков, бывших первыми поселенцами здешнего края.
Холм, господствовавший над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений на всем протяжении обеих рек, прежде других покрылся поселком. Переселявшиеся друг за другом племена временно занимали его и затем опять уходили, пока славянское племя радимичей, расселившееся по Сожу, окончательно не удержало его за собой.
Это был Гомий, прародитель нынешнего Гомеля. Звероловство, рыбная ловля и выдирание меда из бортных деревьев были обычными занятиями его обитателей - гомьян. Гомьяне не имели князей, но сами судили и рядили о своих нуждах на вечах и вместе с всем племенем платили дань сперва хозарам по шелягу, а потом пришельцу с севера князю Олегу. В 10 веке этот князь, идя грабить Византию, взял с собой радимичей, и многие из них вернулись на родину с богатой добычей; кто-то принес серебряных и золотых монет арабской чеканки, которые потом, как клад, были случайно отрыты в самом Гомеле. С того же времени радимичи стали платить дань князьям Рюрикова племени, хотя в княжение Владимира Святого и сделали неудачную попытку освободиться от их власти.
Сказаний о языческом периоде ни в здешнем населении ни в летописях не уцелело; только языческий бог Перун, сколько нам известно, долго сохранялся в народной памяти, давая одному острову, что подле с. Кузьминич, имя Перуновского.
В 11 столетии Русь распалась на удильные княжества, и радимичи достались черниговским князьям. Когда последние стали наезжать к ним для сбора дани, то городок Гомий, первенствовавший среди других и своим положением и укреплениями из деревянного частокола, сделался излюбленным местом на время их приездов.
Правда, городок был сравнительно малолюден и невелик по размерам, так как охватывал только ядро нынешнего города - площадь, занятую собором и парком кн. Паскевича, - за то он размещался в очень живописной местности, меж елей и сосен, обступавших его отовсюду, у ручья, впадавшего в многоводный Сож, и считался неприступным, а население довольно зажиточным по тому времени.
Его название "Гомий" неразгаданного происхождения, но по его окончанию и употреблению в летописях можно предположить, что оно заимствовано от некоего Гома, от его имени окрестности и вся область назывались Гомья (подразум. земля?) иногда сам город назывался Гомье (подразум. место?); и вообще на протяжении 700 лет встречаются самые разнообразные начертания: Гомь, Гомъе, Гомъи, Гомей; у русских из северных областей: Гомень, Гомен и Гоминъ; по одному разу в виде описки: Гомглий, Гомой, Гобля, Хемль и т.п.
С 15 столетия особенно часто его называют в старинных грамотах Гомей. Эта форма преобладаете около двух столетий. Но при польском владычестве, под влиянием латинского языка, на котором тогда писались государственные акты и документы, она вытесняется новою формой, более свойственной так называемой варварской латыни - Homel, Гомель; и последняя приобретает навсегда права гражданства, так как по примеру поляков, ею пользуются великороссы, казаки и даже местные жители.
Впервые Гомоль был упомянут в летописи под названием Гомий в 1142 г. В 1335 г. город вошёл в состав Великого княжества Литовского, в 1569 году в состав Польши, а в 1772 году в состав России.
Происхождение города
Начало летописной истории города
Гомель в составе русско-литовского княжества
Гомельские правители
Гомельские правители (список)
Очерк Гомеля 1900 г.
Гомель в 1890-1890 гг.
Население города
Происхождение Гомеля относится к незапамятным векам.
Как все древнейшие города, он не помнить года своего основания, так как возник еще в то время, когда люди не знали ни письменности ни летосчисления; вернее всего, что начало его было положено одной, двумя хижинами каких-нибудь полудиких звероловов или рыбаков, бывших первыми поселенцами здешнего края.
Холм, господствовавший над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений на всем протяжении обеих рек, прежде других покрылся поселком. Переселявшиеся друг за другом племена временно занимали его и затем опять уходили, пока славянское племя радимичей, расселившееся по Сожу, окончательно не удержало его за собой.
Это был Гомий, прародитель нынешнего Гомеля. Звероловство, рыбная ловля и выдирание меда из бортных деревьев были обычными занятиями его обитателей - гомьян. Гомьяне не имели князей, но сами судили и рядили о своих нуждах на вечах и вместе с всем племенем платили дань сперва хозарам по шелягу, а потом пришельцу с севера князю Олегу. В 10 веке этот князь, идя грабить Византию, взял с собой радимичей, и многие из них вернулись на родину с богатой добычей; кто-то принес серебряных и золотых монет арабской чеканки, которые потом, как клад, были случайно отрыты в самом Гомеле. С того же времени радимичи стали платить дань князьям Рюрикова племени, хотя в княжение Владимира Святого и сделали неудачную попытку освободиться от их власти.
Сказаний о языческом периоде ни в здешнем населении ни в летописях не уцелело; только языческий бог Перун, сколько нам известно, долго сохранялся в народной памяти, давая одному острову, что подле с. Кузьминич, имя Перуновского.
В 11 столетии Русь распалась на удильные княжества, и радимичи достались черниговским князьям. Когда последние стали наезжать к ним для сбора дани, то городок Гомий, первенствовавший среди других и своим положением и укреплениями из деревянного частокола, сделался излюбленным местом на время их приездов.
Правда, городок был сравнительно малолюден и невелик по размерам, так как охватывал только ядро нынешнего города - площадь, занятую собором и парком кн. Паскевича, - за то он размещался в очень живописной местности, меж елей и сосен, обступавших его отовсюду, у ручья, впадавшего в многоводный Сож, и считался неприступным, а население довольно зажиточным по тому времени.
Его название "Гомий" неразгаданного происхождения, но по его окончанию и употреблению в летописях можно предположить, что оно заимствовано от некоего Гома, от его имени окрестности и вся область назывались Гомья (подразум. земля?) иногда сам город назывался Гомье (подразум. место?); и вообще на протяжении 700 лет встречаются самые разнообразные начертания: Гомь, Гомъе, Гомъи, Гомей; у русских из северных областей: Гомень, Гомен и Гоминъ; по одному разу в виде описки: Гомглий, Гомой, Гобля, Хемль и т.п.
С 15 столетия особенно часто его называют в старинных грамотах Гомей. Эта форма преобладаете около двух столетий. Но при польском владычестве, под влиянием латинского языка, на котором тогда писались государственные акты и документы, она вытесняется новою формой, более свойственной так называемой варварской латыни - Homel, Гомель; и последняя приобретает навсегда права гражданства, так как по примеру поляков, ею пользуются великороссы, казаки и даже местные жители.