■при Петре 1: вывод страны из числа отсталых государств, развитие экономики. Приобретение новых территорий, получение выхода к морям. Укрепление единства страны путем усиления самодержавия.
■при Екатерине 2: Укрепление внутреннего порядка в государстве. Усиление мощи и силы Российской империи. Борьба с истощением экономики. Просвещение русского народа (Задачи сформулировала сама. Екатерина после вступления на престол).
Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх.
основой своего правления императрица заложила в законах, которые должны были навести порядок.
Будучи поклонницей философии Просвещения, Екатерина II разработала ряд установок, очень абстрактных, но интересных с точки зрения её дальнейших действий — утверждения «просвещённого абсолютизма». Они включали в себя:
1) просвещение нации;
2) установление порядка в государстве с помощью твёрдых законов, соблюдаемых обществом;
3) учреждение полиции, пользующейся у населения авторитетом и поддержкой;
4) построение государства процветающего и внушающего уважение соседям.
«Наказ» отстаивал единственно возможную, по её мнению, для огромной России форму правления — абсолютную монархию. Именно монарх создаёт идеальную систему законов, которая способствует установлению «общего благоденствия» подданных. Подобное утверждение вело к дальнейшей централизации управления страной, что являлось отступлением от идей просветителей, но учитывало традиции России. Автор «Наказа» требовал обязательного исполнения законов от всех и каждого, при этом протестовал против пыток, вводил понятие «презумпция невиновности», требовал не устрашения людей, а воспитания законопослушных граждан.
Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях. Больше всего места здесь отведено третьему сословию, к которому, по мнению императрицы, должны принадлежать все, кто не является дворянином или крестьянином и занимается торговлей, ремёслами, науками, «художествами» и т. д.
■при Екатерине 2: Укрепление внутреннего порядка в государстве. Усиление мощи и силы Российской империи. Борьба с истощением экономики. Просвещение русского народа (Задачи сформулировала сама. Екатерина после вступления на престол).
Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх.
Будучи поклонницей философии Просвещения, Екатерина II разработала ряд установок, очень абстрактных, но интересных с точки зрения её дальнейших действий — утверждения «просвещённого абсолютизма». Они включали в себя:
1) просвещение нации;
2) установление порядка в государстве с помощью твёрдых законов, соблюдаемых обществом;
3) учреждение полиции, пользующейся у населения авторитетом и поддержкой;
4) построение государства процветающего и внушающего уважение соседям.
«Наказ» отстаивал единственно возможную, по её мнению, для огромной России форму правления — абсолютную монархию. Именно монарх создаёт идеальную систему законов, которая способствует установлению «общего благоденствия» подданных. Подобное утверждение вело к дальнейшей централизации управления страной, что являлось отступлением от идей просветителей, но учитывало традиции России. Автор «Наказа» требовал обязательного исполнения законов от всех и каждого, при этом протестовал против пыток, вводил понятие «презумпция невиновности», требовал не устрашения людей, а воспитания законопослушных граждан.
Одной из важнейших задач, поставленных «Наказом» перед депутатами, стало создание законов о сословиях. Больше всего места здесь отведено третьему сословию, к которому, по мнению императрицы, должны принадлежать все, кто не является дворянином или крестьянином и занимается торговлей, ремёслами, науками, «художествами» и т. д.