Переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения? Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.2. Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле, но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.3. Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум (гербарии и слайд). Но сегодня остановимся на изучении строения и размножения зеленого мха, который называется кукушкин лен.4. А сейчас внимательно просмотрите и прослушайте очень короткий видео-файл, из которого станет понятно, где обитают мхи и какое имеют строение (фильм)5. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Мох кукушкин лен впитывать в себя влаги из воздуха в 4 раза больше свой массы. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.6. Итак, мы сказали, что мхи – это высшие растения. Что говорит об этом? Давайте изучим изображения на слайде. Рассмотрим строение листа, стебля и ризоидов кукушкина льна (слайд). Каково значение этих органов для растения? Фотосинтез, проведение питательных веществ, укрепление в почве. Вспомним слово РИЗОИД. Запишем определение в тетрадь.7. На следующем слайде изображен кукушкин лен. Подписываем его органы. Рисуем схематично в тетради и подписываем.8. Вы, наверняка, обратили внимание на необычную коробочку на верхушке стебля. Как вы думаете, что она может содержать в себе? Она содержит в себе споры. Для чего нужны споры? Для размножения.9. Мхи размножаются двумя бесполым и половым. Причем половое и бесполое поколение сменяют друг друга. Давайте внимательно прослушаем как это происходит у кукушкина льна. Слушаем флэш-ролик.10. Итак, споры высыпались на землю. Что же происходит дальше с этой спорой, попавшей в почву? Рассмотрим схему размножения кукушкина льна на слайде.11. Далее, закрепляем это же при набора пластиковых таблиц «Размножение кукушкина льна».12. Итак, поколение, на котором образуются споры, называется спорофит – бесполое поколение. На слайде оно представлено коробочкой со спорами. А протонема – многоклеточная нить - это половое поколение. Именно из нее вырастают раздельнополые растения, в которых созревают половые клетки - гаметы (слайд).13. Таким образом, у кукушкина льна жизненный цикл включает в себя чередование двух поколений – спорофита и гаметофита. На гаметофите вырастает спорофит, споры высыпаются на землю, прорастая снова в гаметофит. Преобладающим поколением у мха является гаметофит. И так цикл за циклом. И нарушить данную цикличность может только отсутствие жидко-капельной воды.14. Вода – это ограничивающий фактор в размножении мхов. Вот почему в пустынях и степях мхи не растут.15. Одной из задач сегодняшнего урока было проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с водорослями. Так в чем же заключается это усложнение? Появление тканей и органов у растения.