ПРОБЛЕМА ВОЖДЯ И НАРОДА В ПОЭМЕ ИВАНА ФРАНКО "МОИСЕЙ"Лебединой песней великого Ивана Франко, проникнутой высокой патетикой чувств, полной сложных и глубоких размышлений поэта о судьбе своего народа, о роли пророка и вождя, о своей жизни и слово, посеянное в душах людей, стала поэма «Моисей». Народ мой, расстроен, разбит,Как паралитик то на роздорожжу,Человеческим презрением, будто струпом покрытый. Это о нас, о нашем народе и Украине предвещает большой пророк. Он ставит перед нами болезненные правдивые вопрос: Неужели тебе бы не суждено дело,Что бы выявило сил твоих необъятность? Такими же горькими и истинными были слова Моисея, когда он обращается к еврейскому народу, что разуверился в своих силах. Этот великий пророк угрожает и плачет, ненавидит и безмерно любит тех, кто выгоняет его вон. Извечная трагедия неприятие и непонимание народом своего вождя. И сердце его рвется от карающего грома проклятий, жуткого сожалению, от огромного неизреченной любви к Израилю. В Израиль! Если бы ты знал,Чего в сердце том полно!Если бы знал, как люблю я тебя!Как люблю неописуемо!Ты мой род, ты ребенок мой,Ты вся честь моя и слава ... Злой дух пустыни испытывает силы Моисея, обвиняя его в том, что вывел народ из рабства, чтобы самому не быть рабом, а затем стать фараоном душ человеческих. Но совесть пророка чистая, потому что он действительно слуга народный, «душа души его». Но когда Моисей на мгновение теряет веру в правильность своих поступков, наступает его смерть как вождя и Божья кара: нога Моисея так и не ступит не землей Палестины, он только увидит издалека.Но смерть его пробудит те большие силы, дремавшие в душе народа. Потеряв пророка, люди испытывают страшное духовное сиротство. Обещанный народу край - не «сокровища земли», а «сокровища духа», которые с «нелюдей ленивых» создадут «людей-героев». И теперь из массы народной, порожденный ее духом, появляется новый вождь Иегошуа, который и поведет народ по этому пути.Так творил Франко мощный образ пророка. Народ предстает в поэме, как масса, как образ с единственным лицом (за исключением Авирона и Дафана). Смерть вождя становится по¬чатком движения вперед. И пусть светлым пророчеством великого Каменяра заворачиваются наши размышления над поэмой «Моисей»
Народ мой, расстроен, разбит,Как паралитик то на роздорожжу,Человеческим презрением, будто струпом покрытый.
Это о нас, о нашем народе и Украине предвещает большой пророк. Он ставит перед нами болезненные правдивые вопрос:
Неужели тебе бы не суждено дело,Что бы выявило сил твоих необъятность?
Такими же горькими и истинными были слова Моисея, когда он обращается к еврейскому народу, что разуверился в своих силах. Этот великий пророк угрожает и плачет, ненавидит и безмерно любит тех, кто выгоняет его вон. Извечная трагедия неприятие и непонимание народом своего вождя. И сердце его рвется от карающего грома проклятий, жуткого сожалению, от огромного неизреченной любви к Израилю.
В Израиль! Если бы ты знал,Чего в сердце том полно!Если бы знал, как люблю я тебя!Как люблю неописуемо!Ты мой род, ты ребенок мой,Ты вся честь моя и слава ...
Злой дух пустыни испытывает силы Моисея, обвиняя его в том, что вывел народ из рабства, чтобы самому не быть рабом, а затем стать фараоном душ человеческих. Но совесть пророка чистая, потому что он действительно слуга народный, «душа души его». Но когда Моисей на мгновение теряет веру в правильность своих поступков, наступает его смерть как вождя и Божья кара: нога Моисея так и не ступит не землей Палестины, он только увидит издалека.Но смерть его пробудит те большие силы, дремавшие в душе народа. Потеряв пророка, люди испытывают страшное духовное сиротство. Обещанный народу край - не «сокровища земли», а «сокровища духа», которые с «нелюдей ленивых» создадут «людей-героев». И теперь из массы народной, порожденный ее духом, появляется новый вождь Иегошуа, который и поведет народ по этому пути.Так творил Франко мощный образ пророка. Народ предстает в поэме, как масса, как образ с единственным лицом (за исключением Авирона и Дафана). Смерть вождя становится по¬чатком движения вперед. И пусть светлым пророчеством великого Каменяра заворачиваются наши размышления над поэмой «Моисей»