КР ВАЖНАЯ
ВАРИАНТ №1
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.
А1. Экологическими являются:
1)антропогенные факторы
2)все факторы, воздействующие на организм
3)биотические факторы
4)абиотические факторы
А2. Организмы, производящие органическое вещество в экосистеме, называют
а) консументами
б) продуцентами
в) редуцентами
г) паразитами
А3. Верно составленная пищевая цепь
а) капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб
б) ястреб → гусеница капустной белянки → капуста → синица
в) капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб
г) гусеница капустной белянки → капуста → синица → ястреб
А4. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней – это:
1) естественный отбор 2)эволюция 3)борьба за существование 4)межвидовая борьба
А5. Во внутривидовой конкуренции в конечном итоге побеждают:
1) особи с определенными фенотипами и генотипами
2) семейства и роды
3) виды
4) биогеоценозы
А6. Основоположником современного учения об эволюции является
А) Ж.Б. Ламарк,
Б) Ч. Дарвин,
В) Ж.Л. Бюффон,
Г) Ш. Бонне.
А7. Синтетическая теория эволюции считает минимальной эволюционной единицей:
1) особь
2) вид
3) популяцию
4) разновидность
А8. Результатом движущего отбора является:
1) появление новых видов 2) сохранение нормы реакции
3) ослабление борьбы за существование
4) сохранение старых видов
А9. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
А10.Примером ароморфоза является:
1) длинная шея у жирафа
2) редукция органов зрения у крота
3) появление рогов у коровы
4) появление легких у земноводных
Часть2
В1.Выберите три утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
1) Микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
4) Основными эволюционными направлениями являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
5) Определённая изменчивость не является наследственной.
6) Вид состоит из популяций.
В2. Выберите три верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Основные методы селекции
1)подбор обоих родителей с хозяйственно ценными признаками
2)уборка урожая в агроценозах
3)вегетативное размножение ценных пород животных и сортов растений
4)партеногенез ценных штаммов микроорганизмов
5)гибридизация
6)искусственный отбор среди потомства.
В3. Укажите правильное соответствие между группой организмов, представляющих собой звено в пищевой цепи, и функцией, которую они выполняют в сообществе. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Функция ГРУППА
А) разлагают органические вещества до минеральных, тем самым возвращая растениям азот, фосфор, калий и другие элементы
Б) потребляют готовые органические вещества
В) создают органические вещества из неорганических
Г) фотосинтезирующие растения
Д) бактерии и плесневые грибы
Е) растительноядные животные, хищники 1) редуценты
2) консументы
3) продуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
В4Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня:
Эволюционное учение
Основоположником современного эволюционного учения был (А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о (Б) и выживании наиболее при к (В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения (Г) органического мира.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) разнообразие,
2) Ч. Дарвин,
3) естественный отбор
4) при сотворение мира,
6) условия среды,
7) самозарождение.
А Б В Г
Часть3.
С1. Предположим, что в экосистеме смешанного леса сократилась численность насекомоядных птиц. Приведите не менее трех изменений в этой экосистеме, которые последуют за сокращением численности насекомоядных птиц.
С2Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного при объясните его значение и относительный характер при