Центральная гипотеза когнитивной науки состоит в том, что мышление лучше всего можно понять в терминах репрезентативных структур в сознании и вычислительных процедур, которые оперируют этими структурами. Хотя существует много разногласий относительно природы представлений и вычислений, составляющих мышление, центральная гипотеза является достаточно общей
Большинство работ в когнитивной науке предполагает, что разум имеет ментальные представления, аналогичные компьютерным структурам данных, и вычислительные процедуры, аналогичные вычислительным алгоритмам. Когнитивные теоретики предположили, что разум содержит такие ментальные представления, как логические предложения, Правила, понятия, образы и аналогии, и что он использует ментальные процедуры, такие как дедукция, поиск, сопоставление, вращение и извлечение.
Коннекционисты предложили новые идеи о представлении и вычислении, которые используют нейроны и их связи в качестве вдохновения для структур данных, а запуск нейронов и активация распространения - в качестве вдохновения для алгоритмов. Разум, мозг и вычисления могут быть использованы, чтобы предложить новые идеи о других. Не существует единой вычислительной модели разума, поскольку различные типы компьютеров и подходы к программированию предполагают различные работы разума. Компьютеры, с которыми большинство из нас работает сегодня, - это последовательные процессоры, выполняющие одну инструкцию за раз, но мозг и некоторые недавно разработанные компьютеры-это параллельные процессоры выполнять множество операций одновременно.
Одной из основных тенденций современной когнитивной науки является интеграция нейробиологии со многими областями психологии, включая когнитивную, социальную, развивающую и клиническую. Эта интеграция частично носит экспериментальный характер, являясь результатом взрыва новых инструментов для изучения мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография, транскраниальная магнитная стимуляция и оптогенетика. Интеграция также носит теоретический характер из-за прогресса в понимании того, как большие популяции нейронов могут выполнять задачи, обычно объясняемые когнитивными теориями правил и понятий.