.Цель урока: на уроке ты познакомишься с творчество И.А. Крылова и научишься понимать термины: басня, литературное направление, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора. 2.Тезисный конспект урока.
1) Прочитать статью учебника стр 134 – 136.
2) Слово об авторе:
Путь Ивана Андреевича Крылова к народной славе был непрост. Родился он в Москве в бедной дворянской семье. По тогдашнему обычаю учился он дома “русской грамоте, правилам арифметики и молитвам”. Воспитанием сына занималась мать, она приобщила его к чтению. Отец Крылова был бедным армейским офицером. Он рано умер, оставив в наследство детям лишь сундук с книгами. В девятилетнем возрасте мальчик вынужден был поступить на службу, работал в суде, переписывая документы и разнося пакеты. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять. Стремление к образованию было настолько сильным, что он самостоятельно выучил языки, математику и стал высокообразованным для своего времени человеком.
3) Анализ басни Ивана Андреевича Крылова "Волк и ягненок"
Прочти басню стр 137-138.
- В какое время и где происходят события басни?
- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В чем своеобразие басенных персонажей Крылова?
- Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению?
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ:
Интонационный рисунок речи Волка:
наглец→голову сорву→негодный→вы все мне зла хотите→молчи, щенок!
(Интонация раздражения, поучения, сдержанного гнева, ярости.)
Интонационный рисунок речи Ягненка:
светлейший Волк→осмелюсь я донесть→от Светлости его→гневаться напрасно он изволит→помилуй→Ах, я в чем виноват?
(Интонация страха, смирения, отчаяния, обреченности.)
- Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?
- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?
- В басне персонажи изначально занимают разное положение в жизни: один - господин, другой - слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью.
В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Здесь речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Это конфликт неравенства: власти и зависимости.
3. Выполни задание:
Задание 1. Словарная работа. Запись толкований терминов в рабочую тетрадь:
Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Приведем примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Эзопов язык – язык иносказаний.
Задание 2. Допишите определения:
Иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла) называется .
Нравоучительный смысл басен, заключенный в нескольких строчках в начале и конце произведений, называется .
Цель урока: на этом уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Крылова и научимся понимать такие термины, как басня, литературное направление, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия и анафора.
Шаг 1: Чтение статьи учебника
Вначале урока мы прочитаем статью из учебника на страницах 134-136, чтобы познакомиться с информацией о И.А. Крылове. Учащиеся должны внимательно прочитать и понять информацию о его биографии и воспитании.
Шаг 2: Слово об авторе
После прочтения статьи о Крылове, мы обсудим ключевые факты о его жизни. Крылов родился в бедной дворянской семье в Москве. Воспитанием его занималась мать, которая приобщила его к чтению. Отец Крылова был бедным армейским офицером, и после его смерти Иван вынужден был работать и учиться самостоятельно. Он разносил пакеты и переписывал документы в суде, где и пристрастился к чтению и попробовал сочинять. Стремление к образованию и самообразованию было очень сильным, и Крылов стал очень образованным человеком для своего времени.
Шаг 3: Анализ басни "Волк и ягненок"
Следующий шаг - анализ басни И.А. Крылова "Волк и ягненок". Учащиеся должны прочитать басню на страницах 137-138 и ответить на следующие вопросы:
- В какое время и где происходят события басни?
- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал Крылов? В чем своеобразие басенных персонажей Крылова?
- Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в контексте и интонациях речи Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению?
- Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?
- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?
- Какие слова Волка и Ягненка показывают их социальное положение и отношения друг к другу?
В процессе обсуждения басни будут использованы такие термины, как интонация, речь, социальное неравенство, социальное положение и т.д.
Шаг 4: Выполнение задания
На этом шаге учащиеся выполнят задание 1, которое заключается в записи толкований терминов в рабочую тетрадь. Таким образом, студенты запишут определения таких терминов, как басня, аллегория, мораль басни и эзопов язык. После этого они допишут определения и заполнят пропуски в определениях.
Задание 1:
- Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
- Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Приведем примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Допишите определения:
- Иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла) называется аллегорией.
- Нравоучительный смысл басен, заключенный в нескольких строчках в начале и конце произведений, называется моралью басни.
Таким образом, на уроке мы ознакомились с творчеством И.А. Крылова и разобрали басню "Волк и ягненок". Мы также изучили различные литературные термины, которые помогут лучше понять и оценить художественные произведения и творчество Крылова.