вместе с государством развивалось и право. самым известным и крупным законом являлась правда.
спорно и время, и место происхождения ее древнейшей части.
по времени некоторые авторы ее датируют аж vii веком. но большинство относит ее создание к временам ярослава мудрого.
что касается места создания, то летописи указывают на новгород. но есть мнение, что создана она была в киеве.
до нас не дошел первоначальный текст правды. она известна в нескольких редакциях: краткой, пространной и сокращенной.
краткая редакция — самая древняя. во 2-й половине xi в. сыновья ярослава мудрого - изяслав, святослав и всеволод - переработали и дополнили первоначальный текст правды. этот документ носит называние правды ярославичей. объединение древнейшей правды ярослава, правды ярославичей и стало основой краткой редакции правды.
потом крупную переработку этого закона произвел владимир мономах. результатом стала пространная редакция правды.
сокращенная редакция появляется в середине хv в. из переработанной пространной редакции.
все редакции дошли до нас в составе рукописных летописей и юридических сборников.
вместе с государством развивалось и право. самым известным и крупным законом являлась правда.
спорно и время, и место происхождения ее древнейшей части.
по времени некоторые авторы ее датируют аж vii веком. но большинство относит ее создание к временам ярослава мудрого.
что касается места создания, то летописи указывают на новгород. но есть мнение, что создана она была в киеве.
до нас не дошел первоначальный текст правды. она известна в нескольких редакциях: краткой, пространной и сокращенной.
краткая редакция — самая древняя. во 2-й половине xi в. сыновья ярослава мудрого - изяслав, святослав и всеволод - переработали и дополнили первоначальный текст правды. этот документ носит называние правды ярославичей. объединение древнейшей правды ярослава, правды ярославичей и стало основой краткой редакции правды.
потом крупную переработку этого закона произвел владимир мономах. результатом стала пространная редакция правды.
сокращенная редакция появляется в середине хv в. из переработанной пространной редакции.
все редакции дошли до нас в составе рукописных летописей и юридических сборников.
записанные в правде нормы уходят корнями к обычаям, существовавшим ранее у восточных славян. это особенно видно по статьям, которые посвящены уголовному преследованию.
в древних обществах существовал принцип «кровной мести». древняя русь - не исключение.
что можно сказать по этому поводу? кровная месть существовала на руси даже во времена ярослава мудрого. однако, стоит отдать ему должное — он ввел штрафы за убийство и другие крупные злодеяния (поджог, кража). эти меры были призваны не допустить массового самоуничтожения русичей.
в правде ярославичей суровость наказания ставилась в зависимость от статуса потерпевшего: за убийство дружинника или «свободного человека» наказание было более суровым, чем за убийство холопа или слуги.
пример: 23. а за убитого смерда или холопа 5 гривен.
что касается расследования преступлений и судебного процесса, то правда знает очную ставку, дачу свидетельских показаний.
еще было «гонение следа» при преследовании преступника .
если след вел в некий дом, этого было достаточно для вынесения приговора. владелец дома автоматически признавался виновным. если след вел в земли крестьянской общины, то ответственность за преступление, совершенное одним из общинников, несла вся община.
если расследование заходило в тупик, то к обвиняемому могли применять «ордалий», т. н. «божий суд». это было испытание, которое должен был пройти обвиняемый. если он его проходил, то признавался невиновным.
т. е. при испытании водой утонувший обвиняемый считался невиновным, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого.
как видно уже из этих примеров, « правда» была весьма архаическим документом. но ему мы можем многое узнать об уровне развития общественного самосознания на руси во времена раннего средневековья.
ответ:
вместе с государством развивалось и право. самым известным и крупным законом являлась правда.
спорно и время, и место происхождения ее древнейшей части.
по времени некоторые авторы ее датируют аж vii веком. но большинство относит ее создание к временам ярослава мудрого.
что касается места создания, то летописи указывают на новгород. но есть мнение, что создана она была в киеве.
до нас не дошел первоначальный текст правды. она известна в нескольких редакциях: краткой, пространной и сокращенной.
краткая редакция — самая древняя. во 2-й половине xi в. сыновья ярослава мудрого - изяслав, святослав и всеволод - переработали и дополнили первоначальный текст правды. этот документ носит называние правды ярославичей. объединение древнейшей правды ярослава, правды ярославичей и стало основой краткой редакции правды.
потом крупную переработку этого закона произвел владимир мономах. результатом стала пространная редакция правды.
сокращенная редакция появляется в середине хv в. из переработанной пространной редакции.
все редакции дошли до нас в составе рукописных летописей и юридических сборников.
вместе с государством развивалось и право. самым известным и крупным законом являлась правда.
спорно и время, и место происхождения ее древнейшей части.
по времени некоторые авторы ее датируют аж vii веком. но большинство относит ее создание к временам ярослава мудрого.
что касается места создания, то летописи указывают на новгород. но есть мнение, что создана она была в киеве.
до нас не дошел первоначальный текст правды. она известна в нескольких редакциях: краткой, пространной и сокращенной.
краткая редакция — самая древняя. во 2-й половине xi в. сыновья ярослава мудрого - изяслав, святослав и всеволод - переработали и дополнили первоначальный текст правды. этот документ носит называние правды ярославичей. объединение древнейшей правды ярослава, правды ярославичей и стало основой краткой редакции правды.
потом крупную переработку этого закона произвел владимир мономах. результатом стала пространная редакция правды.
сокращенная редакция появляется в середине хv в. из переработанной пространной редакции.
все редакции дошли до нас в составе рукописных летописей и юридических сборников.
записанные в правде нормы уходят корнями к обычаям, существовавшим ранее у восточных славян. это особенно видно по статьям, которые посвящены уголовному преследованию.
в древних обществах существовал принцип «кровной мести». древняя русь - не исключение.
что можно сказать по этому поводу? кровная месть существовала на руси даже во времена ярослава мудрого. однако, стоит отдать ему должное — он ввел штрафы за убийство и другие крупные злодеяния (поджог, кража). эти меры были призваны не допустить массового самоуничтожения русичей.
в правде ярославичей суровость наказания ставилась в зависимость от статуса потерпевшего: за убийство дружинника или «свободного человека» наказание было более суровым, чем за убийство холопа или слуги.
пример: 23. а за убитого смерда или холопа 5 гривен.
что касается расследования преступлений и судебного процесса, то правда знает очную ставку, дачу свидетельских показаний.
еще было «гонение следа» при преследовании преступника .
если след вел в некий дом, этого было достаточно для вынесения приговора. владелец дома автоматически признавался виновным. если след вел в земли крестьянской общины, то ответственность за преступление, совершенное одним из общинников, несла вся община.
если расследование заходило в тупик, то к обвиняемому могли применять «ордалий», т. н. «божий суд». это было испытание, которое должен был пройти обвиняемый. если он его проходил, то признавался невиновным.
т. е. при испытании водой утонувший обвиняемый считался невиновным, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого.
как видно уже из этих примеров, « правда» была весьма архаическим документом. но ему мы можем многое узнать об уровне развития общественного самосознания на руси во времена раннего средневековья.
надеюсь