Адказ:
У вершы "Ты, мой брат, каго зваць Беларусам..." А. Гарун сцвярджае, што не можа бясследна загінуць той народ (нават калі яго абрабавалі, адабраўшы "і зямлю, і лясы, і кілімы", пазбавіўшы магчымасці выхоўваць дзяцей), які змог зберагчы родную мову — скарб, што захаваўся ад дзядоў і прадзедаў. У першым і апошнім чатырохрадкоўях гучыць заклік шанаваць, берагчы родную мову:
Ты, мой брат, каго зваць Беларусам,
Роднай мовы сваей не цурайся;
Як не зрокся яе пад прымусам,
Так і вольны цяпер не зракайся.
Анализировать стихотворение "ты, мой брат, каго зваць беларусам" можно следующим образом:
1. Название и автор: Стихотворение называется "ты, мой брат, каго зваць беларусам". Автором является белорусский поэт Максим Танк.
2. Тема: Главная тема стихотворения - братство и единство белорусского народа.
3. Основные символы:
- "ты, мой брат" - адресатом стихотворения является поэт-самобытный белорусский народ, все его представители.
- "беларусам" - наименование народа, олицетворяющее единство национальной самобытности и идентичности.
4. Особенности композиции:
- Поэма состоит из 3-х частей, каждая из которых описывает разный период белорусской истории (до XVIII века, XVIII-XIX веков, начало XX века).
- Рифмованность изменяется в каждой из частей: в первой - бесконечные слоги, во второй - стихотворение в прозе, в третьей - рифмованная проза.
- В начале каждой части подчеркивается важность присутствия Беларуси с помощью повторения слов "Ты, мой брат".
5. Языковые особенности:
- Тактильные описания: "быліны і звяр" - сюда включены и сказочные герои, и дикое животное. Это создает впечатление прикосновения к народной природе и истории.
- Использование народных символов и прозвищ: "укрынскі серзанкі", "вуйчынка Маша", "з пригону".
6. Музыкальность и красота поэтического языка:
- Ряд повторений ("Ты, мой брат!") придает стихотворению ритм и возвышенность.
- Отсутствие знаков препинания в первой части придает стиху особую эмоциональность и выразительность.
7. Социально-исторический контекст:
- В стихотворении упоминаются разные исторические периоды, отражающие сложнейший путь белорусского народа к самостоятельности и свободе.
- Автор подчеркивает значимость каждого белорусского героя и его вклад в историю.
В конце анализа, учитель может напомнить, что стихотворение выражает гордость и любовь поэта к своему народу, его стремление к единству и согласию. Школьники могут выразить свое мнение о стихотворении или поделиться своими ассоциациями на эту тему.
У вершы "Ты, мой брат, каго зваць Беларусам..." А. Гарун сцвярджае, што не можа бясследна загінуць той народ (нават калі яго абрабавалі, адабраўшы "і зямлю, і лясы, і кілімы", пазбавіўшы магчымасці выхоўваць дзяцей), які змог зберагчы родную мову — скарб, што захаваўся ад дзядоў і прадзедаў. У першым і апошнім чатырохрадкоўях гучыць заклік шанаваць, берагчы родную мову:
Ты, мой брат, каго зваць Беларусам,
Роднай мовы сваей не цурайся;
Як не зрокся яе пад прымусам,
Так і вольны цяпер не зракайся.
1. Название и автор: Стихотворение называется "ты, мой брат, каго зваць беларусам". Автором является белорусский поэт Максим Танк.
2. Тема: Главная тема стихотворения - братство и единство белорусского народа.
3. Основные символы:
- "ты, мой брат" - адресатом стихотворения является поэт-самобытный белорусский народ, все его представители.
- "беларусам" - наименование народа, олицетворяющее единство национальной самобытности и идентичности.
4. Особенности композиции:
- Поэма состоит из 3-х частей, каждая из которых описывает разный период белорусской истории (до XVIII века, XVIII-XIX веков, начало XX века).
- Рифмованность изменяется в каждой из частей: в первой - бесконечные слоги, во второй - стихотворение в прозе, в третьей - рифмованная проза.
- В начале каждой части подчеркивается важность присутствия Беларуси с помощью повторения слов "Ты, мой брат".
5. Языковые особенности:
- Тактильные описания: "быліны і звяр" - сюда включены и сказочные герои, и дикое животное. Это создает впечатление прикосновения к народной природе и истории.
- Использование народных символов и прозвищ: "укрынскі серзанкі", "вуйчынка Маша", "з пригону".
6. Музыкальность и красота поэтического языка:
- Ряд повторений ("Ты, мой брат!") придает стихотворению ритм и возвышенность.
- Отсутствие знаков препинания в первой части придает стиху особую эмоциональность и выразительность.
7. Социально-исторический контекст:
- В стихотворении упоминаются разные исторические периоды, отражающие сложнейший путь белорусского народа к самостоятельности и свободе.
- Автор подчеркивает значимость каждого белорусского героя и его вклад в историю.
В конце анализа, учитель может напомнить, что стихотворение выражает гордость и любовь поэта к своему народу, его стремление к единству и согласию. Школьники могут выразить свое мнение о стихотворении или поделиться своими ассоциациями на эту тему.