1.Знайдіть неповні речення й визначте споcіб установлення пропущеного члена речення— за контекстом чи за ситуацією мовлення Та тобі, скажімо, доводиться п'ять годин сидіти над уроками. А мені — дві (0. Дончен- ко). 2. Усі барви світу в себе увібрала і квітами убралася всіма легка веселка. Та вона не грала. Стояла сумовита і німа (В. Бичко). 3. На душі —дивна тривога (Ю. Бедзик). 4. 3 чорної кішки білої не зробиш (Нар. тв.). 5. Прислухався. Тиша (В. Собко). 6. Нeсказанно красива в червні волинська земля (Ю. 3банацький). 7. Надворі ясна холодна ніч (Трина Bільде). 8. Невеличка степова станція. Тривожна тиша. Безлюддя (М. Шеремет). 9.— Коли повертаються журавлі?— У квітні (М. Стельмах).​

НеШкольник228228 НеШкольник228228    2   16.01.2021 09:56    223

Ответы
FEDY200599999M FEDY200599999M  20.12.2023 23:26
1. "Та тобі, скажімо, доводиться п'ять годин сидіти над уроками. А мені — дві."
В данном случае, пропущенный член речення был установлен за контекстом мовлення. Из контекста можно понять, что речь идет о количестве времени, которое необходимо провести над уроками. В контексте сказано, что "тобі доводиться п'ять годин", затем следует отрицательное "а мені — дві". То есть, пропущенное предложение следует понимать как "а мне удалось выполнить домашнюю работу за два часа". Следовательно, в данном случае способ установления пропущенного члена речення - за контекстом мовлення.

2. "Усі барви світу в себе увібрала і квітами убралася, всіма легка веселка. Та вона не грала. Стояла сумовита і німа."
В этом случае пропущенный член речення также установлен по контексту. В предложении сказано, что радуга "всіма легка веселка", но после этого идет отрицательное "та вона не грала". Из этого можно сделать вывод, что пропущенное предложение будет звучать как "та радуга не играла". Здесь способ установления пропущенного члена речення - также по контексту.

3. "На душі — дивна тривога."
В данном предложении пропущенный член речення установлен по контексту. В контексте сказано о состоянии души - "на душі". Затем идет описание состояния этой души - "дивна тривога". Следовательно, пропущенное предложение звучало как "на душе ощущается дивная тревога". Таким образом, способ установления пропущенного члена речення - за контекстом.

4. "3 чорної кішки білої не зробиш."
В данном случае пропущенный член речення установлен по ситуации мовлення. Данное выражение является народным творчеством и имеет некое общепринятое значение. Пропущенное предложение здесь будет звучать как "нельзя сделать черную кошку белой". Это выражение используется в ситуации, когда невозможно изменить некоторую неизменяемую особенность или свойство. Следовательно, способ установления пропущенного члена речення - по ситуации мовлення.

5. "Прислухався. Тиша."
В этом предложении пропущенный член речення установлен по контексту. Сначала говорится о действии - "прислушався", затем следует название того, на что обращается внимание - "тиша". Следовательно, пропущенное предложение будет звучать как "я прислушался и услышал тишину". Таким образом, способ установления пропущенного члена речення - за контекстом.

6. "Несказанно красива в червні волинська земля."
Здесь пропущенный член речення также установлен по контексту. Первая часть предложения содержит слово "красива", затем описывается "волинська земля". Следовательно, пропущенное предложение будет звучать как "волынская земля красива в червне". То есть, способ установления пропущенного члена речення - по контексту.

7. "Надворі ясна холодна ніч."
В данном случае пропущенный член речення установлен по контексту. Сначала известно, что находится снаружи - "надворі", затем идут прилагательные, описывающие состояние ночи - "ясна" и "холодна". То есть, пропущенное предложение звучит как "снаружи ясная и холодная ночь". Таким образом, способ установления пропущенного члена речення - по контексту.

8. "Невеличка степова станція. Тривожна тиша. Безлюддя."
В этом предложении также пропущенный член речення установлен по контексту. Сначала идет описание станции - "невеличка степова станція", затем говорится о состоянии - "тривожна тиша" и "безлюддя". Таким образом, пропущенное предложение будет звучать как "станция находится в тревожной тишине и покинутости". Способ установления пропущенного члена речення - по контексту.

9. "— Коли повертаються журавлі? — У квітні."
В данном случае пропущенный член речення установлен по ситуации мовлення. Есть вопрос и ответ на него. По смыслу и контексту понятно, что речь идет о времени - "коли повертаються журавлі?". Следовательно, пропущенное предложение будет звучать как "журавли возвращаются в апреле". То есть, способ установления пропущенного члена речення - по ситуации мовлення.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Українська мова