1)прочитайте речення і визначте смислові звязки між простими реченнями частинами безсполучникового складного речення (перелучiвальні,пояснювальні , протиставні, причиної, умові , наслідкові ) .звернить увагу на інтинацию кожного складного речення .
1.Жнива ще не починалися ,сіно ще не висохло .
2.Київського училища Андрій не застав у місті: воно виїхало на фронт .
3.Він прислухався - довкола дзвеніла тиша .
4.Ночі були напоєні не самою лиш пітьмою - згодом в них стали оживати голосови .
5.Андрій примушував шофера кілька разів змінювати напрямок , вони заглиблювалися в гори далі й далі.
2) зробить фонетичний розбір училища , дзвеніла .
3)синоніми до слів довкола ,пітьма , примушувати
Данное предложение является перелучивальным. Оно состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой союзом "і" (и), указывающим на однородные члены предложения. Оба простых предложения имеют одинаковый смысл - что не начался процесс жатвы и сено еще не высохло. Интонация данного сложного предложения будет нейтральной.
Второе предложение: "Київського училища Андрій не застав у місті: воно виїхало на фронт."
Данное предложение является пояснительным. Оно также состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой двоеточием и союзом "воно" (оно), указывающим на переносное значение, что именно училище видало на фронт. Первое простое предложение устанавливает субъект действия (Андрій), второе же простое предложение поясняет его местонахождение и действие. Интонация данного сложного предложения будет нейтральной.
Третье предложение: "Він прислухався - довкола дзвеніла тиша."
Данное предложение является протиставным. Оно состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой дефисом и тире, указывающим на противопоставление двух событий. Первое простое предложение ("Він прислухався") описывает действие главного героя, второе же простое предложение ("довкола дзвеніла тиша") указывает на наличие тишины в окружающей среде. Оба простых предложения имеют противоположный смысл - в одном описывается слуховая деятельность, в другом - отсутствие звуков. Интонация данного сложного предложения будет восходящей (усилением звука в первом простом предложении) и нисходящей (описание тишины во втором простом предложении).
Четвертое предложение: "Ночі були напоєні не самою лиш пітьмою - згодом в них стали оживати голосови."
Данное предложение является наследственным (наслідковім). Оно состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой тире и союзом "згодом" (позднее), указывающим на последовательность двух событий. Первое простое предложение описывает состояние ночи (напоєні - насыщены), второе же простое предложение указывает на последствия этого состояния - оживление голосов в них. Интонация данного сложного предложения будет нейтральной.
Пятое предложение: "Андрій примушував шофера кілька разів змінювати напрямок, вони заглиблювалися в гори далі й далі."
Данное предложение является причино-наследственным. Оно состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой запятой и союзом "вони" (они), указывающим на продолжение действия. Первое простое предложение указывает на причину (действие Андрія - примушение шофера менять направление), второе же простое предложение - на последствие (они заглиблювалися в горы далеко и далеко). Интонация данного сложного предложения будет нейтральной.
Фонетический разбор:
В слове "училища" [училіща] встречается сочетание "шч", которое произносится как [щ].
В слове "дзвеніла" [дзвеніла] встречается два интересных фонетических элемента: буква "дз", которая произносится как [з]; буква "і", которая обозначает звук [и].
Синонимы:
Довкола - навколо, оточуючи
Пітьма - темрява, пітність
Примушувати - змушувати, зобов'язувати