Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, определите вид подчинения придаточных. 1. Да знаешь ли ты что когда я гневаюсь то даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом (Шварц).
2. Однако если с одной стороны Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля» то с другой он похож и на Дубровского (Лотман).
3. В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших (Лотман).
4. Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят (Петрушевская).
5. В этом удивительном городе было так устроено что как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка в неё сразу стреляли (Петрушевская).
6. Мама не раз повторяла мне что если я что-нибудь обещал так должен держать слово.
7. Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах.
8. А когда наступила осень стало заметно что природа погрустнела.
9. Я очень сержусь на тебя за то что ты отпустил Шарика с поводка потому что где же я теперь найду его?
1. "Да знаешь ли ты, что когда я гневаюсь, то даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом" (Шварц).
В данном предложении используется сложное подчинение, так как присутствуют два придаточных предложения.
- Первое придаточное предложение: "что когда я гневаюсь".
- Второе придаточное предложение: "что даже мех на моей мантии и тот встаёт дыбом".
2. "Однако, если с одной стороны Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля», то с другой он похож и на Дубровского" (Лотман).
В данном предложении также используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "если с одной стороны Петруша Гринёв напоминает Митрофана из «Недоросля»".
- Второе придаточное предложение: "то с другой он похож и на Дубровского".
3. "В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил, что если бы 14 декабря он был в Петербурге, то находился бы в рядах восставших" (Лотман).
В данном предложении также используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "что если бы 14 декабря он был в Петербурге".
- Второе придаточное предложение: "что находился бы в рядах восставших".
4. "Мы знаем, что когда человека считают чужим или не таким как все, то его дразнят, над ним смеются, его не принимают, играть его даже иногда колотят" (Петрушевская).
В данном предложении также используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "что когда человека считают чужим или не таким как все".
- Второе придаточное предложение: "что его дразнят, над ним смеются, его не принимают, играть его даже иногда колотят".
5. "В этом удивительном городе было так устроено, что как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка, в неё сразу стреляли" (Петрушевская).
В данном предложении также используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "что как только где-нибудь загоралась первая робкая лампочка".
- Второе придаточное предложение: "что в неё сразу стреляли".
6. "Мама не раз повторяла мне, что если я что-нибудь обещал, то так должен держать слово".
В данном предложении используется сложное подчинение.
- Придаточное предложение: "что если я что-нибудь обещал, то так должен держать слово".
7. "Я почувствовал, как трудно мне будет в одиннадцатом классе, потому что хотя учебный год ещё только начался, но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах".
В данном предложении используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "как трудно мне будет в одиннадцатом классе".
- Второе придаточное предложение: "потому что хотя учебный год ещё только начался, но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе, и на подготовительных курсах".
8. "А когда наступила осень, стало заметно, что природа погрустнела".
В данном предложении используется сложное подчинение.
- Придаточное предложение: "когда наступила осень".
- Главное предложение: "стало заметно, что природа погрустнела".
9. "Я очень сержусь на тебя за то, что ты отпустил Шарика с поводка, потому что где же я теперь найду его?"
В данном предложении используется сложное подчинение.
- Первое придаточное предложение: "что ты отпустил Шарика с поводка".
- Второе придаточное предложение: "потому что где же я теперь найду его?".
Таким образом, мы разобрали все предложения и определили вид подчинения придаточных в каждом из них.