Запишите предложения в той последовательности:, , а) прямая речь;, б) косвенная речь;, в) предложение с вводными словами;, г) отдельные слова или словосочетания., , , Какой из цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных передачи чужой речи? Что в них общего?, , , 1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает»., ТЕСТ по теме передачи чужой речи», , 1. Предложение с косвенной речью представляют собой предложение;, , 2) сложносочинённое предложение;, , 3) сложноподчинённое предложение осложнённое предложение., , 2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:, , 1) точек;, , 2) запятой;, , 3) во знака;, , 4) восклицательного знака., , 3. Укажите передачи чужой речи в предложении, , По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки., , 1) Предложение с прямой речью;, , 2) предложение с косвенной речью;, , 3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения предложение с дополнением, называющим тему чужой речи., , 4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:, , 1) союз что;, , 2) союз-частицу ли;, , 3) союз чтобы., , 5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью., , 1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель., , 2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват, , 3) Сосед по чтобы ребята ему завести мотоцикл., , 6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:, , Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды., , 1) «П»,— а., , 2) «П,— а.— П»., , 3) «П,— а,— п»., , 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, , 1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!», , 2) Он обратился с Передайте эту книгу в библиотеку»., , 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел., , 4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов., , 8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, , 1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!», , 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея., , 3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела»., , 4) «Что же ты не едешь?» — с я ямщика с нетерпением., , 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, , 1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!, , 2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней., , 3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы»., , 4) И боец сказал: «Понятно!», , 10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, , 1) «За все ответите!» — грозно сказала мать., , 2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?», , 3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет»., , 4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка., , 11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой, , 1) «Ура!» — кричали люди на площади., , 2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется»., , 3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!», , 4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
Для решения данного задания, нам нужно определить последовательность предложений в тексте, а также ответить на несколько вопросов.
Данное упражнение требует знания различных способов передачи чужой речи, поэтому давайте разберемся с ними по порядку.
а) Прямая речь - предложение, в котором слова говорящего приводятся без изменений и заключаются в кавычки;
б) Косвенная речь - предложение, в котором передача слов говорящего осуществляется не в прямой форме, а посредством дополнительной информации;
в) Предложение с вводными словами - предложение, в котором передача слов говорящего начинается со слов или словосочетаний, указывающих на его происхождение;
г) Отдельные слова или словосочетания - это выделение отдельных слов или групп слов из текста, которые также могут представлять передачу чужой речи.
Давайте определим, какие предложения из предложенных вариантов входят в каждую категорию:
а) Прямая речь:
2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».
5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».
б) Косвенная речь:
1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».
3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».
в) Предложение с вводными словами:
Отсутствует в данном упражнении.
г) Отдельные слова или словосочетания:
Отсутствуют в данном упражнении.
Теперь давайте ответим на дополнительные вопросы:
- Какой из цитирования не представлен в упражнении?
Во всех предложениях данного упражнения присутствует цитирование.
- Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных передачи чужой речи? Что в них общего?
При цитировании чужой речи, слова говорящего заключаются в кавычки, а при разных способах передачи чужой речи (косвенной речи, предложении с вводными словами и отдельными словами или словосочетаниями) кавычки обычно не используются.
Если у тебя возникнут дополнительные вопросы, не стесняйся задавать их!