Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грам/основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске. Объяснить графически знаки препинания. 1. Ты с басом, Мишенька, садись против альта... 2. Мы с вами попутчики, кажется. 3.Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю. 4. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... 5. Как Днепр широк! Как даль ясна!​

liza1460 liza1460    1   04.11.2020 13:46    45

Ответы
АртемGoloborshev АртемGoloborshev  04.11.2020 13:50

Упражнение 1.

Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

Упражнение 2.

1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.

1. Я хотел бы пройти сто дорог, а пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Упражнение 3.

Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

Упражнение 4.

Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)

В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.

Упражнение 6.

Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.

Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.

В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность  командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.

С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после  постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и  незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)

Упражнение 7.

Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)

Объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
ezio19 ezio19  12.01.2024 16:29
1. Ты с басом, Мишенька, садись против альта...
- Это повелительное предложение с обращением. Вид по цели высказывания - побуждение к действию. Отсутствуют грамматические основы. Относительного разделяет предложение на две смысловые группы: "Ты с басом, Мишенька" и "садись против альта".

2. Мы с вами попутчики, кажется.
- Это утвердительное предложение. Вид по структуре - полные. Вид по цели высказывания - уточнение, сомнение. Грамматические основы: "Мы с вами попутчики" и "кажется".

3. Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю.
- Это побудительное предложение. Вид по цели высказывания - разрешение или желание. Вид по структуре - сокращенные. Грамматические основы: "Пусть бежит в полях позёмка" и "белою змеёю".

4. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами...
- Это утвердительное предложение. Вид по структуре - полные. Вид по цели высказывания - описание. Грамматические основы: "В гранит оделась Нева" и "мосты повисли над водами".

5. Как Днепр широк! Как даль ясна!
- Это восклицательное предложение. Вид по структуре - сокращенные. Вид по цели высказывания - восхищение, удивление. Грамматические основы: "Как Днепр широк" и "Как даль ясна".

Графические знаки препинания:
- В первом предложении используется двоеточие (:), которое разделяет предложение на две смысловые группы.
- Во втором предложении используется запятая (,), которая отделяет придаточное предложение "кажется" от главного предложения.
- В третьем предложении нет знаков препинания.
- В четвертом предложении используется многоточие (...), которое обозначает незавершенность высказывания или паузу в речи.
- В пятом предложении также используется многоточие (...), которое обозначает незавершенность высказывания или паузу в речи.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык